Меню сайта
Детали Проекта
Мобильные экскурсии - Музей городской среды
Путеводитель
Наш опрос
Считаете ли вы необходимым развитие территории "Рождественская сторона"
Всего ответов: 128
Понедельник, 18.12.2017, 09:57
Приветствую Вас Гость

Путеводитель по Рождественской

Главная » Статьи » Мобильные экскурсии - Музей городской среды

Церковь Ильи Пророка

Красочное описание места расположения храма Ильи пророка оставил нам Николай Иванович Храмцовский назвавший этот храм историческим памятником Нижнего Новгорода: «…стоящий посреди города, как будто особняком, на бугре. Его белые стены резко обрисовываются зеленью садов Ильинской горы и зеленью восточного ската Зеленского съезда». Предание старины глубокой сквозь века доносит до нас легенду о построении этой, одной из самых известных нижегородских церквей.


В последний год жизни Иоанна III, в 1505г., присяжник этого государя называвший себя его сыном, царь казанский Махмет Аминь вознамерился совершить попытку возвратить себе самостоятельность. Перебив и ограбив торговавших в Казани русских купцов, он вторгся в нижегородскиепределы, ведя с собой сорок тысяч казанцев и двадцать тысяч ногаев, которыми предводительствовал брат жены его Мирза Ногайский.

ИоаннIII узнав о таком вероломстве своего данника, отправил против него стотысячное войско, но предводители этой рати сочли за благо не встречаться с МахметАминем. Они дошли только до Мурома и там засели и, по обычаю того времени принялись бражничать да считаться местами.

В те далёкие времена в Нижнем Новгороде ещё не существовало каменного кремля. Внешним городским укреплением являлся так называемый Большой острог, состоящий из дубового тына установленного на окопанным глубоким рвом земляном валу. Часть этого укрепления ещё и сейчас можно увидеть на современной улице Пискунова.Приблизительные его границы, по мнению ряда исследователей, были таковы -  начинаясь от Георгиевской башни кремля, шел по Откосу до Исторического Музея, затем поворачивал на современную ул. Пискунова, шел по направлению к современному зданию дома культуры «Юпитер», затем пересекал Ошару, переходил через Холодный пер. и Студеную ул., пересекал около кинотеатра Октябрь ул. Большую Покровку и шел параллельно ул. Малой Покровки  до Почтового съезда, далее по немудо берега реки и далее по нему до Борского перевоза, где поднимался по горе, замыкая круг.

Второе укрепление, Малый острог или собственно сам город, состоял из двух каменных башен – Дмитриевской и Тверской (Ивановской) и дубового ограждения между ними, идущего, по большей части, по направлению современных кремлёвских стен.

Воеводой тогда в Нижнем Новгороде был молодой, ему едва ли исполнилось двадцать лет, но успевший показать себя в боях Иван Васильевич Симский. Видя, что подошедший к Нижнему неприятель быстро овладел Большим острогом и поняв, что помощи ждать неоткуда, а своим малочисленным гарнизоном город отстоять не удастся, Симский решил дорого продать свою жизнь врагам. Население же тем временем пребывало в панике, люди прощались друг с другом ожидая либо скорую погибель, либо жестокое пленение.В это то страшное время и вспомнил воевода, что в земляной тюрьме, находившийся возле Дмитриевской башни, уже несколько лет томятся пленные литовские стрельцы, которых решил призвать на свою сторону. Вызвав их к себе Симский сказал примерно следующие:  «У меня нет сил отразить страшные полчища врагов, которые готовятся кинуться на город мы русские не сдадимся и все падём, но и вы погибните – татары не щадят и заключённых. Выбирайте или бесславную смерть в тюрьме или честную кончины с оружием в руках. У нас есть пушечный наряд, да мы в этом деле не горазды. Вам же пушечное дело за обычай. Если Господу будет угодно сотворить чудо и избавить нас от рук татар, то вы получите свободу». Литовцы приняли предложение воеводы и в самый ответственный момент, когда вражеские полчища были готовы штурмом взять город, искусный воин Фёдор-Литовец произвёл выстрел поразивший предводителя Нагаев Мирзу. Махмет Аминь хотел подчинить Нагаев своей власти, но они не желая подчиняться чуждой им власти обратили своё оружие на недавних союзников. Вместо наступления в стане захватчиков произошла свалка в результате которой неприятель вынужден был отступить.

 На месте поражения мурзы, близ палатки МахметАминя, в 1506г., и был построен деревянный храм во имя Пророка Божия Илии, как властителя грома и молнии, с которым ассоциировали огненное пушечное «стреляние» нижегородцы тех далёких времён.

Не только славной военной историей знаменита Ильинская церковь. Имеет эта церковь значение и для людей торговых, в 1817г.  в Нижнем Новгороде на праздник Ильи пророка впервые заработала ярмарка и торговцы молились этому святому об удачном торге, а ещё ранее здесь, в её приходе, селились ямщики, зачинатели нижегородской торговли, возившие товары из дальних поездок. 

По мнению составителя клировой ведомости Ильинской церкви за 1914г., "Церковь построена в первый год ее существования священником сей церкви о. Стефаном”. Известный исследователь НГУАК священник М. Добровольский, относит участие о. Стефана к построению каменной церкви: "... к 1621г. церковь обветшала и стала очень бедною”. И "вместо этой ... церкви построена была в 1655г. священником Стефаном каменная Ильинская церковь с одною главою...”.

Церковь неоднократно страдала от пожаров, особенно в 1715 и 1762гг., и потому была несколько раз обновлена. Последнее обновление перед революцией было совершено в 1875-1877гг., при епископе Рудневе, на средства потомственных почетных граждан А.Я. Бочкарева,   А.И. Приезжева и церковного старосты М.Н. Смирнова. При этом трапезная была расширена и весь храм был богато украшен внутри и снабжен новой утварью, заменен был старинный иконостас на новый, дубовый, с образцами "высокой живописной работы, написанными в мастерских Серафимо-Дивеевского монастыря”.

В Ильинской церкви было несколько престолов: главный - во имя Пророка Божия Илии; правый, в трапезной - Апостола Андрея Первозванного и Великомученика Пантелеймона (устроен он был в 1875г.); а левый, в трапезной - во имя Св. Великомученика Мины Египетского и Семи Отроков Ефесских (существовал при Ильинской церкви с 1717г.).

Из древних икон храма особо почитаема была икона XVI в. Семи Отроков Ефесских, пред которой особенно молились о болящих младенцах.

При Ильинской церкви издревле существовала часовня. Она была устроена вновь и при расширении трапезной на правой стороне ее.

Храм реконструировали в 1875г., он стал пятиглавым и, кроме того, было еще 5 небольших глав: 3 - на каждом из трех алтарей, 1-над колокольней, 1 - над папертью.

В 1893г. храм был отремонтирован снаружи и внутри, и в 1897г. община вызолотила главы храма, а в 1902г. был устроен в церкви терракотовый пол. В 1914г. церковь украшена богатой живописью.

Революция внесла свои изменения в жизнь церкви. С 1922г., после смерти настоятеля храма, о. Иакова Прокопиевича Матусевича, в настоятели Ильинской церкви община выбрала епархиального противосектантского миссионера - Василия Ивановича Адаменко.

Он стал очень известен благодаря беседам, которые проводил в 1921г. в Казанской церкви по воскресеньям. Его противосектантские беседы собирали полную церковь слушателей и производили сильное впечатление своей ясностью и доступностью. "По заявлению некоторых богомольцев, (эти) миссионерские беседы благотворно влияют на ... сокращение числа посетителей бесед евангелистов, собирающихся в бывшем польском костеле, почти напротив Казанской церкви” - свидетельствовал благочинный IV-го округа г. Н. Новгорода.

К сожалению, община Ильинской церкви во главе с о. Василием временно уклонилась в обновленчество. В своем уставе от 9 августа 1923г. она заявила, что отвергает иерархию "наград и отличий”, стремиться "к проведению в жизнь выборного начала в замещении церковных должностей - от епископа до псаломщика”, и богослужение будет вести "на общепонятном русском языке с проповедью Слова Божия...”

Сам о. Василий на июль 1931г. состоял секретарем "Митрополитанского церковного управления Нижегородского края” при обновленческом "митрополите” Иоанне (Миртове). Однако, в отличие от других обновленческих общин, которые подчеркивали свою лояльность к советской власти - "сознательность в политическом отношении” и "непричастность кконтр - революционным выступлениям” - Ильинская община отличалась активной оппозиционностью. Внимание НКВД было привлечено к о. Василию тем, что он организовал сестричество из девушек, ведущих фактически монастырский образ жизни. Служба в храме также была по-монастырски полной. В проповедях о. Василия был призыв устоять перед искушениями последнего - антихристова - времени. 9 декабря 1931г. о.Василий был арестован и 18 апреля 1932г. был осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ г. Москвы по ст. 58 п.10 УК к 3-м годам концлагеря. Отбывал наказание о. Василий в ВИШЛАГе при г. Красновишерске Свердловской области. 2 юля 1934г., по отбытии срока, о. Василий был освобожден. Ему разрешили поселиться в г. Владимире.

Тем временем церковь, оставшаяся без настоятеля«захирела».

9 сентября 1933г. в Горьковский горсовет поступило заявление от "заместителя настоятеля церкви митрополита Иоанна Миртова - Архиепископа Инокентия” - "по поручению приходского совета Ильинской церкви” - церковь закрыть. Причина - "ввиду того, что община Ильинской церкви - слишком малочисленная и бедная, по своему местоположению не может привлечь молящихся, которые могли бы поддерживать материальное положение церкви, затем часто совершающиеся в ней кражи (в течение года - 6 раз), которые также подорвали ее материальное положение. Плюс ко всему этому - имеющаяся налоговая задолженность, которую община выплатить не в состоянии, - просим Горьковский городской Совет расторгнуть договор с общиной и выделить представителя для приема церковного имущества Ильинской церкви”.

10 сентября 1933г. Президиум Свердловского райсовета вынес решение о закрытии Ильинской церкви, а постановлением от 27 сентября закрепил её здание за Краевым Архивным Управлением, под секретный архив.

Что же касается о. Василия (Адаменко), то, по возвращении из ссылки, он воссоединился с Патриаршьей церковью. Он приезжал из г. Владимира и встречался с будущим священномучеником митрополитом Евгением (Зерновым). На Пасху 1935г. о. Василий сослужил митрополиту Евгению. Пасха совпала в тот год с 1 мая, и за то, что поток 2 тыс. православных, идущих с праздничного богослужения из Крестовоздвиженского собора б. монастыря, "отвлек граждан от участия в первомайской демонстрации”, - были арестованы все священники, служившие литургию: сам Митрополит Евгений, священники Казанской церкви б. Крестовоздвиженского монастыря, и 30 июня 1935г. - о. Василий.

4 ноября 1935г. он был приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей, сослан в Карагандинский лагерь. Там, в местах заключения, Постановлением Тройки по Карагандинской области от 20 ноября 1937г., о. Василий был приговорен к расстрелу.

В 1977-1994гг. здание церкви использовалось под хлебопекарню.

В 1995 году храм был возвращён верующим, в настоящий момент ведётся его успешная реставрация.

                                                             Л.В. Абросимова, С.В. Петряев

 

 

 

 

 

Категория: Мобильные экскурсии - Музей городской среды | Добавил: DC (17.11.2011)
Просмотров: 885 | Рейтинг: 4.8/6
Наши проекты
Фото и рисунки
Творчество
Поиск