Красочное описание места расположения храма Ильи
пророка оставил нам Николай Иванович Храмцовский назвавший этот храм
историческим памятником Нижнего Новгорода: «…стоящий посреди города, как будто
особняком, на бугре. Его белые стены резко обрисовываются зеленью садов
Ильинской горы и зеленью восточного ската Зеленского съезда». Предание старины
глубокой сквозь века доносит до нас легенду о построении этой, одной из самых
известных нижегородских церквей.
В последний год жизни Иоанна III, в 1505г., присяжник этого государя называвший себя
его сыном, царь казанский Махмет Аминь вознамерился совершить попытку
возвратить себе самостоятельность. Перебив и ограбив торговавших в Казани русских
купцов, он вторгся в нижегородскиепределы, ведя с собой сорок тысяч казанцев и
двадцать тысяч ногаев, которыми предводительствовал брат жены его Мирза
Ногайский.
ИоаннIII узнав о
таком вероломстве своего данника, отправил против него стотысячное войско, но
предводители этой рати сочли за благо не встречаться с МахметАминем. Они дошли
только до Мурома и там засели и, по обычаю того времени принялись бражничать да
считаться местами.
В
те далёкие времена в Нижнем Новгороде ещё не существовало каменного кремля.
Внешним городским укреплением являлся так называемый Большой острог, состоящий
из дубового тына установленного на окопанным глубоким рвом земляном валу. Часть
этого укрепления ещё и сейчас можно увидеть на современной улице Пискунова.Приблизительные
его границы, по мнению ряда исследователей, были таковы - начинаясь от Георгиевской башни кремля, шел по
Откосу до Исторического Музея, затем поворачивал на современную ул. Пискунова,
шел по направлению к современному зданию дома культуры «Юпитер», затем пересекал
Ошару, переходил через Холодный пер. и Студеную ул., пересекал около кинотеатра
Октябрь ул. Большую Покровку и шел параллельно ул. Малой Покровки до Почтового съезда, далее по немудо берега
реки и далее по нему до Борского перевоза, где поднимался по горе, замыкая круг.
Второе укрепление, Малый острог или собственно сам
город, состоял из двух каменных башен – Дмитриевской и Тверской (Ивановской) и
дубового ограждения между ними, идущего, по большей части, по направлению современных
кремлёвских стен.
Воеводой тогда в Нижнем Новгороде был молодой, ему
едва ли исполнилось двадцать лет, но успевший показать себя в боях Иван
Васильевич Симский. Видя, что подошедший к Нижнему неприятель быстро овладел
Большим острогом и поняв, что помощи ждать неоткуда, а своим малочисленным
гарнизоном город отстоять не удастся, Симский решил дорого продать свою жизнь
врагам. Население же тем временем пребывало в панике, люди прощались друг с другом
ожидая либо скорую погибель, либо жестокое пленение.В это то страшное время и
вспомнил воевода, что в земляной тюрьме, находившийся возле Дмитриевской башни,
уже несколько лет томятся пленные литовские стрельцы, которых решил призвать на
свою сторону. Вызвав их к себе Симский сказал примерно следующие: «У меня нет сил отразить страшные полчища
врагов, которые готовятся кинуться на город мы русские не сдадимся и все падём,
но и вы погибните – татары не щадят и заключённых. Выбирайте или бесславную
смерть в тюрьме или честную кончины с оружием в руках. У нас есть пушечный
наряд, да мы в этом деле не горазды. Вам же пушечное дело за обычай. Если
Господу будет угодно сотворить чудо и избавить нас от рук татар, то вы получите
свободу». Литовцы приняли предложение воеводы и в самый ответственный момент,
когда вражеские полчища были готовы штурмом взять город, искусный воин
Фёдор-Литовец произвёл выстрел поразивший предводителя Нагаев Мирзу. Махмет
Аминь хотел подчинить Нагаев своей власти, но они не желая подчиняться чуждой
им власти обратили своё оружие на недавних союзников. Вместо наступления в
стане захватчиков произошла свалка в результате которой неприятель вынужден был
отступить.
На месте поражения
мурзы, близ палатки МахметАминя, в 1506г., и был построен деревянный храм во
имя Пророка Божия Илии, как властителя грома и молнии, с которым ассоциировали
огненное пушечное «стреляние» нижегородцы тех далёких времён.
Не только славной военной историей знаменита Ильинская
церковь. Имеет эта церковь значение и для людей торговых, в 1817г. в Нижнем Новгороде на праздник Ильи пророка
впервые заработала ярмарка и торговцы молились этому святому об удачном торге,
а ещё ранее здесь, в её приходе, селились ямщики, зачинатели нижегородской
торговли, возившие товары из дальних поездок.
По мнению составителя клировой ведомости Ильинской церкви
за 1914г., "Церковь построена в первый год ее существования священником сей
церкви о. Стефаном”. Известный исследователь НГУАК священник М. Добровольский, относит
участие о. Стефана к построению каменной церкви: "... к 1621г. церковь
обветшала и стала очень бедною”. И "вместо этой ... церкви построена была в
1655г. священником Стефаном каменная Ильинская церковь с одною главою...”.
Церковь неоднократно страдала от пожаров, особенно в
1715 и 1762гг., и потому была несколько раз обновлена. Последнее обновление
перед революцией было совершено в 1875-1877гг., при епископе Рудневе, на
средства потомственных почетных граждан А.Я. Бочкарева, А.И. Приезжева и церковного старосты М.Н.
Смирнова. При этом трапезная была расширена и весь храм был богато украшен
внутри и снабжен новой утварью, заменен был старинный иконостас на новый,
дубовый, с образцами "высокой живописной работы, написанными в мастерских
Серафимо-Дивеевского монастыря”.
В Ильинской церкви было несколько престолов: главный -
во имя Пророка Божия Илии; правый, в трапезной - Апостола Андрея Первозванного
и Великомученика Пантелеймона (устроен он был в 1875г.); а левый, в трапезной -
во имя Св. Великомученика Мины Египетского и Семи Отроков Ефесских (существовал
при Ильинской церкви с 1717г.).
Из древних икон храма особо почитаема была икона XVI в. Семи Отроков Ефесских, пред которой особенно
молились о болящих младенцах.
При Ильинской церкви издревле существовала часовня.
Она была устроена вновь и при расширении трапезной на правой стороне ее.
Храм реконструировали в 1875г., он стал пятиглавым и,
кроме того, было еще 5 небольших глав: 3 - на каждом из трех алтарей, 1-над колокольней,
1 - над папертью.
В 1893г. храм был отремонтирован снаружи и внутри, и в
1897г. община вызолотила главы храма, а в 1902г. был устроен в церкви
терракотовый пол. В 1914г. церковь украшена богатой живописью.
Революция внесла свои изменения в жизнь церкви. С
1922г., после смерти настоятеля храма, о. Иакова Прокопиевича Матусевича, в
настоятели Ильинской церкви община выбрала епархиального противосектантского
миссионера - Василия Ивановича Адаменко.
Он стал очень известен благодаря беседам, которые
проводил в 1921г. в Казанской церкви по воскресеньям. Его противосектантские
беседы собирали полную церковь слушателей и производили сильное впечатление
своей ясностью и доступностью. "По заявлению некоторых богомольцев, (эти)
миссионерские беседы благотворно влияют на ... сокращение числа посетителей
бесед евангелистов, собирающихся в бывшем польском костеле, почти напротив
Казанской церкви” - свидетельствовал благочинный IV-го округа г. Н. Новгорода.
К сожалению, община Ильинской церкви во главе с о.
Василием временно уклонилась в обновленчество. В своем уставе от 9 августа
1923г. она заявила, что отвергает иерархию "наград и отличий”, стремиться "к
проведению в жизнь выборного начала в замещении церковных должностей - от
епископа до псаломщика”, и богослужение будет вести "на общепонятном русском
языке с проповедью Слова Божия...”
Сам о. Василий на июль 1931г. состоял секретарем
"Митрополитанского церковного управления Нижегородского края” при
обновленческом "митрополите” Иоанне (Миртове). Однако, в отличие от других
обновленческих общин, которые подчеркивали свою лояльность к советской власти -
"сознательность в политическом отношении” и "непричастность кконтр -
революционным выступлениям” - Ильинская община отличалась активной
оппозиционностью. Внимание НКВД было привлечено к о. Василию тем, что он
организовал сестричество из девушек, ведущих фактически монастырский образ
жизни. Служба в храме также была по-монастырски полной. В проповедях о. Василия
был призыв устоять перед искушениями последнего - антихристова - времени. 9
декабря 1931г. о.Василий был арестован и 18 апреля 1932г. был осужден Особым
Совещанием при Коллегии ОГПУ г. Москвы по ст. 58 п.10 УК к 3-м годам
концлагеря. Отбывал наказание о. Василий в ВИШЛАГе при г. Красновишерске
Свердловской области. 2 юля 1934г., по отбытии срока, о. Василий был
освобожден. Ему разрешили поселиться в г. Владимире.
Тем временем церковь, оставшаяся без настоятеля«захирела».
9 сентября 1933г. в Горьковский горсовет поступило
заявление от "заместителя настоятеля церкви митрополита Иоанна Миртова -
Архиепископа Инокентия” - "по поручению приходского совета Ильинской церкви” -
церковь закрыть. Причина - "ввиду того, что община Ильинской церкви - слишком
малочисленная и бедная, по своему местоположению не может привлечь молящихся,
которые могли бы поддерживать материальное положение церкви, затем часто
совершающиеся в ней кражи (в течение года - 6 раз), которые также подорвали ее
материальное положение. Плюс ко всему этому - имеющаяся налоговая
задолженность, которую община выплатить не в состоянии, - просим Горьковский
городской Совет расторгнуть договор с общиной и выделить представителя для
приема церковного имущества Ильинской церкви”.
10 сентября 1933г. Президиум Свердловского райсовета
вынес решение о закрытии Ильинской церкви, а постановлением от 27 сентября
закрепил её здание за Краевым Архивным Управлением, под секретный архив.
Что же касается о. Василия (Адаменко), то, по
возвращении из ссылки, он воссоединился с Патриаршьей церковью. Он приезжал из
г. Владимира и встречался с будущим священномучеником митрополитом Евгением
(Зерновым). На Пасху 1935г. о. Василий сослужил митрополиту Евгению. Пасха
совпала в тот год с 1 мая, и за то, что поток 2 тыс. православных, идущих с
праздничного богослужения из Крестовоздвиженского собора б. монастыря, "отвлек
граждан от участия в первомайской демонстрации”, - были арестованы все
священники, служившие литургию: сам Митрополит Евгений, священники Казанской
церкви б. Крестовоздвиженского монастыря, и 30 июня 1935г. - о. Василий.
4 ноября 1935г. он был приговорен к трем годам
исправительно-трудовых лагерей, сослан в Карагандинский лагерь. Там, в местах
заключения, Постановлением Тройки по Карагандинской области от 20 ноября
1937г., о. Василий был приговорен к расстрелу.
В 1977-1994гг. здание церкви использовалось под
хлебопекарню.
В 1995 году храм был возвращён верующим, в настоящий
момент ведётся его успешная реставрация.
Л.В. Абросимова, С.В. Петряев
|