Меню сайта
Детали Проекта
Мобильные экскурсии - Музей городской среды
Путеводитель
Наш опрос
Считаете ли вы необходимым развитие территории "Рождественская сторона"
Всего ответов: 132
Суббота, 18.05.2024, 16:18
Приветствую Вас Гость

Путеводитель по Рождественской

Главная » Статьи » Мобильные экскурсии - Музей городской среды

Церковь собора Пресвятой Богородицы

ЦЕРКОВЬ СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Драгоценной резной шкатулкой смотрится церковь Собора Пресвятой Богородицы более известная под названиями Рождественской или Строгановской. Любому прохожему бросается в глаза благородное изящество храма в стиле Русского барокко. Пышность орнаментации сливается в удивительную общую гармонию, не нарушаемую ни одной деталью.Не случайно многие исследователи признают в нём одно из красивейших зданий не только города, но и России.

Рождественская церковь

История этого храма может выглядеть ещё более богато, чем её внешний вид. Построили церковь именитые люди Строгановы как символ незыблемости своего рода. Храм был заложен в 1697 году и в основном завершён к 1703 году, но отделочные работы затянулись, и освящение в честь Собора Пресвятой Богородицы епископом Нижегородским и Алатырским, знаменитым Питиримом произошло, только в 1719 году. Недолго храму было суждено быть действующим, через три года прибывший в город Пётр I церковь закрыл, видимо сказались давнишние обиды императора на Строгановский род. Ходит легенда, что перед тем как зайти в церковь монарх отозвал в сторону придворного художника, возможно, это был Луи Каравак и сказал: «Внимай. Будем в храме, чтобы я не говорил, ты лишь головой кивай. Более ни слова. Понял ли?». Художник  поклонился. Войдя в храм, постояв несколько минут Пётр молвил: «Господин живописец. Не твоей ли кисти вон те, две иконы». Указал на иконостас. Придворный кивнул. «Помню, я заказывал их тебе для Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. А они здесь… Ну Строгановы, хороши».Быстро выйдя на улицу, император произнёс приказ: «Опечатать. И более службы здесь не быть».

В 1725 году Пётр скончался, и приказ «державца полумира» быстро забыли, храм вновь открыл двери для прихожан. С течением лет церковь несколько раз меняла свой облик – многочисленные пожары и капитальные ремонты сыграли свою роль. В 1820-х архитекторы Бетанкур и Ефимов возвели под ней стенку-крепиду из кирпича разобранной древней Рождественской церкви стоявшей неподалёку и давшей название улице, а колокольню ранее стоявшею отдельно соединили с папертью крытым переходом по уровню второго яруса. С той поры за церковью прочно закрепилось название Строгановской. В 1860 – е годы колокольня стала катастрофически наклоняться, видимо сыграли свою роль многочисленные родники и грунтовые воды, верхние ярусы пришлось разобрать и собрать вновь. После этого храму потребовался очередной капитальный ремонт, по проекту замечательных архитекторов Л.В. Даля и Р.Я. Килевейна церковь капитально отреставрировали.

К началу ХХ века храм потребовал очередной полной реставрации. Оконные рамы сгнили, великолепный иконостас являющийся шедевром резного искусства сильно разрушился. Резьба отваливалась, её обломки связывались верёвочками, проволокой и пришивались гвоздями. В нём уже трудно было узнать то, о чём писал А.П. Мельников: «Иконостас своим изяществом, высотой техники, поразительной лёгкостью, воздушностью, соединённой в то же время с чрезвычайной сложностью рисунка, стоит в ряду лучших образцов стиля «русского барокко»».

Рождественская церковь

Деньги на ремонт требовались огромные, даже в таком богатом торговом городе, как Нижний Новгород собрать их было не под силу.Много пришлось трудиться настоятелю храма Николаю Ивановичу Цветаеву, благотворителей и реставраторов искали во многих городах России. Помогло и то обстоятельство, что в 1913 году широко отмечался юбилей царствования дома Романовых, император должен был посетить наш город. Многие благотворители под это событие выделили крупные денежные суммы. К приезду царствующих особ, не смотря на все трудности и помехи, храм удалось отреставрировать и снаружи и внутри.

В советские годы храм было решено уничтожить, но следующему после Цветаева настоятелю храма Сергею Константиновичу Вейсову (С 1915 по 1934гг.) удалось доказать историческую и художественную ценность церкви. Церковное здание сохранили, но по иронии судьбы отдали его под городской музей истории религии и атеизма.

Перелистывая страницы семейного альбома, нижегородский краевед Александр Николаевич Лушин рассказывает о своих родственниках, настоятелях храма, Цветаеве и Вейсове. С началом первой мировой войны многие нижегородские священники по благословлению владыки направились на фронт.

Просился в действующую армию и Цветаев. Летом 1915 года после продолжительных просьб наконец-то он отбыл с военно-санитарным поездом, который сам помогал формировать на средства графа С.А.Строганова. В Галиции, где русская кровь лилась рекой, он был сначала зачислен священником в штат полевого подвижного госпиталя, а потом получил долгожданное назначение священником 270-го пехотного Гатчинского полка, который в то время воевал на Юго-Западном, а затем  Румынском фронте.

               В 1915 году, если быть точнее, - в июле, протоиерей Сергий Константинович Вейсов, служивший священником в МакарьевскомЖелтоводском женском  монастыре, был переведен настоятелем Рождественской (Строгановской) церкви Нижнего Новгорода, после того, как брат его жены протоиерей Николай Иванович Цветаев добился архиерейского благословения на службу в действующую армию военным священником. По июнь 1934 года о. Сергий духовно окормлял прихожан этого уникального храма. За это время он отмечался нижегородскими епископами камилавкой, наперсным крестом и палицей. Признательностью прихожан пользовались проповеди священника, к которым он готовился весьма обстоятельно, прорабатывая целые горы духовной литературы. Много пришлось пережить Вейсову в страшные годы церковных гонений, ждал ареста, его вместе с семьёй выселили из дома – пришлось жить в церкви, где после её передачи под музей он ещё много лет работал и директором и смотрителем.

Трудно пришлось после революции и  Николаю Ивановичу Цветаевуон, не приняв новой власти, был вынужден эмигрировать во Францию, где и прожил до самой кончины в 1948 году, в дали от спасённого им когда – то дорогого  сердцу храма.

В настоящее время здание возвращено в лоно церкви, храм вновь распахнул свои двери перед прихожанами.

 

Цветаев

Протоиерей Николай Иванович Цветаев

 


Семьи Вейсовых и Цветаевых

Вейсов

Протоиерей Сергий Константинович Вейсов

ЛЕГЕНДА О МАСТЕРЕ – ЧАРОДЕЕ

 

Купе­ческое храмостроительство наиболее ярко прославил Г.Д. Строганов, знаменитый солепромышленник. Он пе­реселился из Соликамска в Нижний Новгород, где при­купил сельцо Гордеевку, поставил в нём свои палаты, а при них небольшую, но оригинальную Успенскую цер­ковь, возведенную в 1672 г. Она и теперь действует, ук­рашая Гордеевку.

Дела у Строгановых в Нижнем пошли хорошо, и они в 1719 г. сотворили в нашем городе архитектурное чудо: на главной торговой улице, Рождественской, поставили храм неописуемой красоты, до сих пор поражающий сво­ей ажурностью. Этот храм по праву считается шедевром церковного зодчества, и его история стала легендарной.

По этой легенде, храм строил не простой мастер, а чаро­дей. Когда церковь была готова, она вызвала всеобщее восхищение. Довольный Г. Строганов вызвал мастера, похвалил за работу и опросил: сумеет ли он построить храм лучше этого? Простодушный мастер, не подозре­вая подвоха, честно ответил, что может построить и получ­ше. Это буквально взбесило Строганова, и он приказал своим прихлебателям: мастера схватить и ослепить, вы­колов ему глаза. Услышав такой чудовищный приказ, мастер-чародей убежал в храм, где и спрятался. Строга­новские слуги за ним. Тогда мастер быстро взобрался на колокольню, на самый верх, к фигуре ангела с крестом. А строгановские приспешники уже пытались его схва­тить. И тут на глазах всего народа, наблюдавшего купе­ческий произвол, мастер-чародей обернулся вороной, взмахнул крыльями и улетел за Волгу, где старообряд­цы надёжно укрыли его.

                           А.В. Седов

             Из книги «Глядя с откоса».

 

 

РОД СТРОГАНОВЫХ

«Мы люди вольные, как ветер северный» - любили при случае вставить в разговор Строгановы, чей купеческий род был известен на Руси еще в XV веке. Их история корнями своими уходила в Новгородские земли. Родным же они считали небольшой городок Сольвычегорск, затерявшийся в необъятных русских просторах. Были ли их предками поморами-море­плавателями, на стругах ходившими к далекомуГруманту, или строителями, возводившими добротные дома, один Бог ведает. Известно только, что богатство Строгановское началось с разработки северных соляных промыслов. Неизгладимый след оставлен ими и в истории нашего родного города...

Поистине золотым стал для купцов-предпринимателей XVI век. Освоение новых земель, добыча полезных ископаемых, защита отвоеванных территорий -все интересовало как первого русского царя Ивана Васильевича Грозного, так и Строгановых. В 1558 году получили соледобытчики 146 верст земли по реке Каме и начали строить там солеварни и возводить крепостницы. А спустягода Аникий Строганов заложил во славу Божию огромный Благовещенский собор в Сольвычегодске. В этом же году Строгановыми основан монастырь Преображения Господня на реке Каме при речке Пыскорке, рядом с городком Канкором. В разное время Строгановы сделали значительные пожертвования в этот монастырь, И через несколько десятилетий он стал одним из крупнейших в России. В Пыскорском монастыре закончил свои дни Аникий Строганов: он постригся и принял имя Иоасафа.

Началось освоение Сибири. Купцы строили крепости по реке Тобол. Когда было получено разрешение вести наступательную войну с сибирским ханом, Строгановы приняли участие в организации и финансировании знаменитого похода русских казаков под руководством Ермака в сибирские земли. Уже через год атаман Ермак известил царя о полной победе над ханом Кучумом.

Род Строгановых процветал необыкновенно. К началу XVII века соледобытчики Строгановы числились среди самых богатых людей России. Ссужали они деньгами и царскую фамилию,

получая все новые льготы и привилегии. Наконец в 1607 году получили они от царя Василия Шуйского особый титул «именитого рода», единственный в России. Писаться теперь они могли с отчеством, что полагалось тогда лишь боярам и дворянам.

Однако, когда спустя три года Шуйский был отправлен в монастырь, тучи немилости сгустились над многими. Спасение свое Строгановы нашли в Нижнем Новгороде, где имели свое торговое представительство. Когда осенью 1611 года по призыву Кузьмы Минина шел сбор средств на создание народного ополчения, среди добровольных жертвователей значились и Строгановы. Внесли они 4116 рублей - сумму по тем временам огромную - и «в том прибыли себе не искали».

Продолжатель рода, Григорий Дмитриевич Строганов, был известен как человек изворотливый, имеющий железную хватку. Уже в 16 лет он лично контролировал реализацию соли с прибывающих в Нижний Новгород судов. За один год он вдвое увеличил ее продажу. «Новый соляной король» щедро одаривал богатыми вкладами многие монастыри и храмы. Здесь была и драгоценная церковная утварь, изделия художественного литья, а то и просто многопудовые кули соли на монастырские нужды. Значительные приношения на помин души отца и сестры солепромышленника ежегодно принимала Троице-Сергиева Лавра, где они и были погребены.В 1689 году Строганов начинает возведение величественного Введенского храма в Сольвычегодске. Почти одновременно он приступает к строительству двух очень похожих внешне церквей: в Устюжне – Железнокольской-Казанской, а в Гордеевке за Окой - своей главной резиденции -Смоленской.

В 1697 году оба храма были полностью завершены. В этом же году на Нижнем посаде нашего города заложен фундамент Рождественской церкви, которая до сих пор изумляет своим изысканным декоративным убранством. Этот храм был задуман как символ незыблемости Строгановского рода.

Казалось, могущество Строгановых нет предела. Однако пожар 1701 года надолго приостановил возведение храма. Началась в истории соляных магнатов полоса неудач. Введенная государственная монополия на продажу соли серьезно подорвала их благосостояние. Вот здесь-то и подвело политическое чутье Григория Дмитриевича. Он связался с опальным наследником престола   царевичем Алексеем, стал тайно снабжать его деньгами. Постигшие Строганова немилость и опала завершились его полным отстранением от дел и тихой кончиной в Москве.

Но известно, что и в последние дни Григорий Строганов был ктитором Никольской церкви в Котельниках.

Рождественская церковь еще долго стояла недостроенной. Дорогостоящие отделочные работы были завершены благодаря стараниям вдовы Строганова Марии Яковлевны.Освящение храма состоялось лишь 21 июня 1719 года. Спустя три года великий государь Петр Алексеевич принял решение закрыть церковь. Царская немилость продолжались: не мог простить Петр I Григорию его отношений с опальным царевичем. Положение спас подросший сын Строгонова Николай Григорьевич, который был крестником Петра I. Ему удалось примирить императора с памятью покойного отца. В знак примирения Строгановым был пожалован баронский титул. История купеческого рода продолжалась.С той поры миновало уже три сотни лет. Уходили правители, прахом становились целые города, а храмы, возведенные Строгановыми в Нижнем Новгороде, стоят и поныне, напоминая нынешним жителям города об их былом могуществе. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Гордеевке и церковь Собора Пресвятой Богородицы на улице Рождественской.

Из книги К.А.Турлыкина «Имя ему Нижний Новгород»





Категория: Мобильные экскурсии - Музей городской среды | Добавил: DC (09.11.2011)
Просмотров: 3436 | Рейтинг: 4.8/6
Наши проекты
Фото и рисунки
Творчество
Поиск