Церковь Жён Мироносиц.
Одна
из старейших нижегородских церквей с богатой и удивительной историей
расположилась около Лыковой дамбы на месте в древности именовавшимся Щепагиным
двором, возле протекавшей здесь речки Почаины. Это первая приходская каменная
церковь на Верхнем посаде города, расположенная вне Кремля. Существующее здание
было возведено в 1649 году, на месте обветшавшего деревянного, уже несколько
веков духовно окармливавшего, под своей гостеприимной кровлей целые поколения
нижегородцев. К приходу этой церкви относились многие известные люди, в том
числе здесь родились, крестились и получили первое духовное познание известные
церковно-политические деятели средневековой Руси: святые Ефимий Суздальский
(1316 - 1404) - основатель Спасо – Ефимьевского монастыря в Суздале и Макарий
Желтоводский (1349 - 1444) - основатель Макарьевского монастыря на Волге.
Сохранилась
легенда, по которой возле самой церкви, на общее благо, родители Макария, Иван
и Мария, собственноручно выкопали небольшой
прудик. Много столетий подряд окрестные жители с благодарностью пользовались
его водой, вплоть до середины XIX
века,
когда в верхнюю часть города был проведён водопровод и практическая
необходимость в нём отпала. В 1874 году заилившийся водоём был засыпан, а на
его месте разбит садик.
Первое
письменное упоминание о церкви встречается в «Нижегородском летописце» в 1535г.
В нём говориться об освящении церкви. Вероятнее всего, во время городского
пожара 1531 года, она совершенно сгорела, и была выстроена заново двухэтажная
деревянная же церковь. Уже тогда, как и ныне, нижний, теплый храм, был отстроен в честь иконы Знамения Пресвятой
Богородицы, а холодный - во имя Святых Жен Мироносиц.
Время
постройки здания каменной церкви совпало с эпохой расцвета русской культуры,
расправившей свои крылья, освободившись из духовной тесноты десятилетий гонений
и смут. Удачным было и то, что культура, как это бывает редко даже в наши дни,
щедро подпитывалась быстро растущей экономикой страны. Строивший здание
священник Михаил проявил хорошие организаторские способности, сумев добиться
жалованной грамоты на беспошлинную поставку кирпича из Балахны.
Храм
получился оригинальным, как и деревянный отстроенным в два яруса, заключающие в
себе летние и зимние церкви, он впервые в истории отечественного зодчества был
выполнен по типу корабля, с расположенными чётко по линии колокольней над
входом, трапезной, молельным залом и алтарём.
В
1805 году на средства богомольного нижегородского купца Петра Переплётчикова,
отца будущего городского головы мецената и благотворителя Фёдора
Переплётчикова, к храму был пристроен придел в честь святых равноапостольных
Петра и Павла.
В
1863-1865 годах при епископе Нектарии (Надеждине) церковь была капитально
отремонтирована, были разобраны старые приделы и вместо них построено обширное
помещение с северной стороны храма, где устроены приделы внизу - во имя
преподобных Ефимия и Макария, а вверху - во имя Апостолов Петра и Павла.
В
1875 году был перестроен нижний храм, а в 1882-1883 годах обновили верхний.
После
революции церковь как богослужебное здание просуществовала до 1931 года. Но и
до закрытия церкви были тяжелые моменты. Например, 18 декабря 1929 года.
Президиум Нижкрайисполкома расторг договор с обществом верующих Мироносицкой
церкви на пользование верхним этажом здания церкви, чтобы передать его
обществам евангелистов и адвентистов, но договора на пользование зданием ими
заключено не было, и до 1931 года это помещение так и не использовалось.
В
мае 1930 года верующие обжаловали во ВЦИК расторжение договора на пользование
вторым этажом своей церкви. Но пока ждали ответа, Постановлением Президиума
Нижгорсовета от 3 мая 1930 года церковь Жен-Мироносиц на Лыковой Дамбе была
предложена к закрытию и разборке.
В
январе 1931 года Краевое Административное управление сообщило, как обоснование
закрытия, о просьбах рабочего населения города - строителей, швейников и
трудящихся «Нижкоммуны» о закрытии церкви и использовании
ее здания под высшую инженерную школу. Правда, как отмечали потом в своей жалобе
верующие, «ни о каких собраниях рабочих по вопросу использования церкви нигде
не сообщалось, и ничего не было слышно».
Постановлением
Крайисполкома от 27 января 1931 года договор с обществом верующих Мироносицкой
церкви был расторгнут, с тем, чтобы отдать здание под высшую инженерную школу.
5
февраля 1931 года община церкви получила уведомление о расторжении договора и
немедленно, 7 февраля, отправила во ВЦИК протест. Причем на сохранившейся копии
заявления можно прочитать и просьбу Нижегородского митрополита Сергия,
заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола: «Усердно прошу обратить
внимание на настоящее ходатайство и оставить храм в пользовании общины».
Пока
ВЦИК рассматривал прошение общины, в феврале 1931 года власти района уже начали
ломать верх церкви. Купола и колокольня были разобраны, очевидно, чтобы церковь
потеряла вид богослужебного здания.
21
марта 1931 года Президиум ВЦИКа отклонил просьбу верующих о возвращении здания
церкви и подтвердил решение Крайисполкома о ликвидации церкви и «нижней» и «верхней»,
правда, по согласованию с «Главнаукой» и не ранее 25 апреля 1931года.
15
мая 1931 года община попросила остаток своего имущества – «некоторых предметов,
имеющих специальное значение при отправлении культа» и перешла в другой храм.
Церковь
продолжали разбирать и в 1932 году. Полученный бут был использован для
фундамента строящегося Дома Красной Армии.
Спасло
церковь от полного уничтожения ее переоборудование под вечерний филиал
Московской высшей инженерной школы.
В
1966 году решением Горьковского облисполкома от 12 ноября 1966 года здание
церкви Жен - Мироносиц было взято на государственную охрану «как памятник
культуры местного значения».
В
здании церкви в разные годы размещались строительный техникум и техникум легкой
промышленности.
В
90-е годы ХХ века здание было возвращено епархии. В 2004 году епископ
Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил новые купола и кресты для церкви.
Храм начал возрождаться, при нём открылась воскресная школа прививающая
духовность молодому поколению, поколению которое будет должно ценить и
приумножать, а не истреблять культурное богатство Отечества.
Л. В. Абросимова, С. В. Петряев.
|