Меню сайта
Детали Проекта
Мобильные экскурсии - Музей городской среды
Путеводитель
Наш опрос
Считаете ли вы необходимым развитие территории "Рождественская сторона"
Всего ответов: 128
Воскресенье, 24.09.2017, 06:03
Приветствую Вас Гость

Путеводитель по Рождественской

Главная » Статьи » Мобильные экскурсии - Музей городской среды

Мост Окский

Мост Окский –

 Главные ворота улицы Рождественской.

        Знаменитая Стрелица открывает самые живописные ворота в многоликую историю Нижнего Новгорода: мост Окский – улица Рождественская. Длина моста – 795,5 м, ширина – 23,6 м.

        Понтонная переправа через р. Оку в Нижнем Новгороде складывалась издавна, однако во исполнение указа императора Петра I первый губернатор Нижегородской губернии А.П. Измайлов в 1714 году приказал мост сжечь, дабы каждый житель России самостоятельно осваивал морское дело. Почти в течение века переправа оставалась лодочно-паромная, зимой – ледовая.

В связи с переводом Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород для городского с ней сообщения через Оку был построен плашкоутный мост (А.Бетанкуром). Открытие его состоялось 10 июля  1817 года,  за  проход и проезд была установлена плата: по две копейки с пешехода, 25 копеек – с порожней одноконной повозки, по одной копейке – с пуда груза. Плашкоутный мост, бесспорно,  удовлетворял интересы ярмарки в период ее функционирования. Неудобство переживало судоходство, подолгу ожидая развода моста. 

До следующего сезона  мост отводили за 70 километров в Василевский затон. Его деревянные конструкции требовали частой смены, ежегодно приходилось менять настил, не более 10 лет выдерживали плашкоуты-понтоны.

Вопрос о строительстве постоянного моста неоднократно возникал на заседаниях Городской думы Нижнего Новгорода, создавалась даже  специальная комиссия, но дело не продвигалось.

С предложениями выступала и  неофициальная комиссия, так называемое «частное совещание» в составе известных предпринимателей братьев Башкировых, Дегтярева, Доброва и др., и представитель французской фирмы Батиньоль – на правах концессии, предполагалась субсидия правительства, платное пользование мостом, ближайшей территорией. В заседании думы 2 июня 1898 года было решено обратиться через губернатора к самому царю, но... «ответа не последовало». Отказ последовал и от министра путей сообщения. Затем вопрос оставался открытым  ввиду военного времени.

Как водится, за кулисами шла ожесточенная борьба интересов разных кампаний Москвы и Нижнего, ярмарки и города, водного транспорта и железных дорог…

 В начале XX века среди эскизных проектов моста отмечались проект инженера Кантаурова (1910 г.) – консольно-балочный мост; два проекта от городского самоуправления - «Серп» и «Муром» (1914 г.) – оба арочные,_легкого типа (один – «езда низом», другой – смешанный вариант); проект инженера Ендимионова (1914 г.) – арочный – «езда низом»; и два проекта 1916 г.: проф. Кривошеина (вогнуто-арочный) и проф. Велихова и Стрелецкого («проект МКЖД»).

  По мнению инженера Кантаурова, «мосты арочные с ездой по верху»  (проект осуществлен именно у нас!) наиболее предпочтительны во всех отношениях. «К сожалению, о применении этого типа к мосту через Оку в Н.Новгороде не может быть и речи», - заключал инженер. Лучший проект моста оказался купцам Нижнего,    его знаменитой ярмарке не по карману …

Первоочередной актуальной проблемой посчитало строительство моста в Нижнем Новгороде Советское большевистское правительство. 8 февраля 1919 года Совет Народных Комиссаров принял специальное постановление : «Отпустить из средств Государственного Казначейства… 500.000 /пятьсот тысяч/ рублей на подготовительные работы по постройке указанного… моста… Остальные суммы…вносить в сметы Комитета Государственных Сооружений…в сметном порядке».

20 мая 1929 года СНК принял решение о начале строительства Окского моста по проекту архитекторов А.В. Щусева, П.В. Помозанова, Н.А. Француза и инженера А.В. Крылова. С 1931 г. Мостострой и Геолого-разведочный трест производили изыскательные работы, выбирали точное место, проверяли дно. Как всегда, не хватало средств.

За период с 11 октября по 16 ноября 1931 года СНК и СТО страны 4 раза рассматривали и обсуждали проблему. В результате общих усилий 16 ноября 1931 года на заседании СТО сооружение моста через реку Оку в Нижнем Новгороде было приравнено к ударным стройкам.

В присущих 30-м годам ударных темпах строительства случались неудачи и технологические ошибки. Так, 11 августа 1932 года произошла неожиданная авария 6-го пролета моста. Газета сообщала: «В 16 часов 10 минут на постройке Окского моста с правого берега обвалились фермы наполовину собранного 6-го пролета. Ранены 9 человек, 2 – тяжело». Специально созданная правительственная комиссия установила причины аварии и пути ее ликвидации.

Фактически мост был создан в срок полтора года. На все работы государство затратило около 25 млн рублей. Торжественное открытие первого арочного моста России состоялось 1 мая 1933 года.

Поздравительную телеграмму прислало  руководство страны:

«Горячо приветствуем рабочих и всех трудящихся гор. Горького в день пролетарского праздника 1-го мая и поздравляем с окончанием строительства гиганта – моста через реку Оку.

Сталин, Калинин, Молотов, Каганович

1 мая 1933 г.».

Сжатые сроки постройки моста «Нижкапстроем» явились резуль­татом исключительного трудового энтузиазма и подъема. В строительстве моста принимало участие все население г. Горького – Нижнего Новгорода, неод­нократно проводились  массовые субботники. Многие передовики, строители-ударники выдвинулись замечательными достижениями и рекор­дами по кладке опор, по клепке (мировой рекорд 365 клепок в день вместо обычных 150 – в бригаде Храмченко), по земляным работам (женская бригада Царевой) и т.п. Бригадир клепальщиков В. Храмченко, бригадир женской бригады землекопов М. Царева и многие другие стали знатными людьми области.

 Акт приемо-сдаточной комиссии был подписан 20 мая 1935 года.

Окский мост позволил создать неразрывное единство между нагорной и заречной частями города, что было весьма актуально в обстоятельствах мощного промышленного прорыва 30-х годов, строительства автомобильного, авиационного заводов, станкозавода и других предприятий, а также в последующие годы.

 Мост эксплуатировался исключительно напряженно почти 4 десятка лет. Повседневный контроль и необходимые текущие работы «по необходимости» и «при наличии средств» проводились постоянно.

Особым объектом противовоздушной обороны являлся Окский мост в годы Великой Отечественной войны, как в системе маскировочной защиты, так и в установке зенитных расчетов (к счастью, во время налетов немецкой авиации в 1941–1943 гг. ни одна бомба в мост не попала).

С 70-х годов регулярными стали работы по  капитальному ремонту моста с самыми современными инженерными решениями, что принципиально важно в обстоятельствах реализации проекта по возрождению исторического статуса улицы Рождественской.

 

В.А.Харламов.


 

Категория: Мобильные экскурсии - Музей городской среды | Добавил: DC (22.02.2012)
Просмотров: 1316 | Рейтинг: 5.0/6
Наши проекты
Фото и рисунки
Творчество
Поиск