Мост Окский –
Главные ворота
улицы Рождественской.
Знаменитая Стрелица открывает самые
живописные ворота в многоликую историю Нижнего Новгорода: мост Окский – улица
Рождественская. Длина моста – 795,5 м, ширина – 23,6 м.
Понтонная переправа через р. Оку в Нижнем Новгороде складывалась издавна,
однако во исполнение указа императора Петра I первый губернатор Нижегородской
губернии А.П. Измайлов в 1714 году приказал мост сжечь, дабы каждый житель
России самостоятельно осваивал морское дело. Почти в течение века переправа
оставалась лодочно-паромная, зимой – ледовая.
В связи с переводом Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород для городского
с ней сообщения через Оку был построен плашкоутный мост (А.Бетанкуром).
Открытие его состоялось 10 июля 1817
года, за
проход и проезд была установлена плата: по две копейки с пешехода, 25
копеек – с порожней одноконной повозки, по одной копейке – с пуда груза.
Плашкоутный мост, бесспорно,
удовлетворял интересы ярмарки в период ее функционирования. Неудобство
переживало судоходство, подолгу ожидая развода моста.
До следующего сезона мост отводили
за 70 километров в Василевский затон. Его деревянные конструкции требовали
частой смены, ежегодно приходилось менять настил, не более 10 лет выдерживали плашкоуты-понтоны.
Вопрос о строительстве постоянного моста неоднократно возникал на
заседаниях Городской думы Нижнего Новгорода, создавалась даже специальная комиссия, но дело не
продвигалось.
С предложениями выступала и
неофициальная комиссия, так называемое «частное совещание» в составе
известных предпринимателей братьев Башкировых, Дегтярева, Доброва и др., и
представитель французской фирмы Батиньоль – на правах концессии, предполагалась
субсидия правительства, платное пользование мостом, ближайшей территорией. В
заседании думы 2 июня 1898 года было решено обратиться через губернатора к
самому царю, но... «ответа не последовало». Отказ последовал и от министра
путей сообщения. Затем вопрос оставался открытым ввиду военного времени.
Как водится, за кулисами шла
ожесточенная борьба интересов разных кампаний Москвы и Нижнего, ярмарки и
города, водного транспорта и железных дорог…
В начале XX века среди эскизных проектов моста
отмечались проект инженера Кантаурова (1910 г.) – консольно-балочный мост; два
проекта от городского самоуправления - «Серп» и «Муром» (1914 г.) – оба
арочные,_легкого типа (один – «езда низом», другой – смешанный вариант); проект
инженера Ендимионова (1914 г.) – арочный – «езда низом»; и два проекта 1916 г.:
проф. Кривошеина (вогнуто-арочный) и проф. Велихова и Стрелецкого («проект
МКЖД»).
По мнению инженера Кантаурова,
«мосты арочные с ездой по верху» (проект
осуществлен именно у нас!) наиболее предпочтительны во всех отношениях. «К
сожалению, о применении этого типа к мосту через Оку в Н.Новгороде не может
быть и речи», - заключал инженер. Лучший проект моста оказался купцам
Нижнего, его знаменитой ярмарке не по
карману …
Первоочередной актуальной проблемой посчитало строительство моста в
Нижнем Новгороде Советское большевистское правительство. 8 февраля 1919 года
Совет Народных Комиссаров принял специальное постановление : «Отпустить из
средств Государственного Казначейства… 500.000 /пятьсот тысяч/ рублей на
подготовительные работы по постройке указанного… моста… Остальные суммы…вносить
в сметы Комитета Государственных Сооружений…в сметном порядке».
20 мая 1929 года СНК принял решение о начале строительства Окского моста
по проекту архитекторов А.В. Щусева, П.В. Помозанова, Н.А. Француза и инженера
А.В. Крылова. С 1931 г. Мостострой и Геолого-разведочный трест производили
изыскательные работы, выбирали точное место, проверяли дно. Как всегда, не
хватало средств. За период с 11 октября по 16 ноября 1931 года СНК и СТО страны 4 раза рассматривали и обсуждали проблему. В результате общих усилий 16 ноября 1931 года на заседании СТО сооружение моста через реку Оку в Нижнем Новгороде было приравнено к ударным стройкам.
В присущих 30-м годам ударных темпах строительства случались неудачи и
технологические ошибки. Так, 11 августа 1932 года произошла неожиданная авария
6-го пролета моста. Газета сообщала: «В 16 часов 10 минут на постройке Окского
моста с правого берега обвалились фермы
наполовину собранного 6-го пролета. Ранены 9 человек, 2 – тяжело». Специально
созданная правительственная комиссия установила причины аварии и пути ее
ликвидации.
Фактически мост был создан в срок полтора года. На все работы государство
затратило около 25 млн рублей. Торжественное открытие первого арочного моста
России состоялось 1 мая 1933 года.
Поздравительную телеграмму прислало
руководство страны:
«Горячо приветствуем рабочих и всех трудящихся гор. Горького в день
пролетарского праздника 1-го мая и поздравляем с окончанием строительства
гиганта – моста через реку Оку.
Сталин, Калинин, Молотов, Каганович
1 мая 1933 г.».
Сжатые сроки постройки моста «Нижкапстроем» явились результатом
исключительного трудового энтузиазма и подъема. В строительстве моста принимало
участие все население г. Горького – Нижнего Новгорода, неоднократно
проводились массовые субботники. Многие
передовики, строители-ударники выдвинулись замечательными достижениями и рекордами
по кладке опор, по клепке (мировой рекорд 365 клепок в день вместо обычных 150
– в бригаде Храмченко), по земляным работам (женская бригада Царевой) и т.п.
Бригадир клепальщиков В. Храмченко, бригадир женской бригады землекопов М.
Царева и многие другие стали знатными людьми области.
Акт приемо-сдаточной комиссии был
подписан 20 мая 1935 года.
Окский мост позволил создать неразрывное единство между нагорной и
заречной частями города, что было весьма актуально в обстоятельствах мощного
промышленного прорыва 30-х годов, строительства автомобильного, авиационного
заводов, станкозавода и других предприятий, а также в последующие годы.
Мост эксплуатировался
исключительно напряженно почти 4 десятка лет. Повседневный контроль и
необходимые текущие работы «по необходимости» и «при наличии средств»
проводились постоянно.
Особым объектом противовоздушной обороны являлся Окский мост в годы Великой
Отечественной войны, как в системе маскировочной защиты, так и в установке
зенитных расчетов (к счастью, во время налетов немецкой авиации в 1941–1943 гг.
ни одна бомба в мост не попала).
С 70-х годов регулярными стали работы по
капитальному ремонту моста с самыми современными инженерными решениями,
что принципиально важно в обстоятельствах реализации проекта по возрождению
исторического статуса улицы Рождественской.
В.А.Харламов.
|