Меню сайта
Детали Проекта
Мобильные экскурсии - Музей городской среды
Путеводитель
Наш опрос
Считаете ли вы необходимым развитие территории "Рождественская сторона"
Всего ответов: 128
Воскресенье, 24.09.2017, 06:10
Приветствую Вас Гость

Путеводитель по Рождественской

Главная » Статьи » Мобильные экскурсии - Музей городской среды

Похвалинский съезд

Похвалинский съезд

Бывш., Окский, Комсомольский Халтерский съезд

От улицы Маслякова до Окского моста. Был спроектирован архитекторами И.Е. Ефимовым и П.Д. Готманом по дну монастырского оврага. 26 июля 1835 г. правительство утвердило его проект. Необходимость его устройства в общей системе градостроительных преобразований обуславливалась тем, что без него весь поток грузов, направлявшихся с Муромско-Московского и Арзамасского трактов на Ярмарку, двигался бы через город. Летом 1839 г. съезд был закончен, но ради удешевления не были прорыты канавы для стоков воды, и по этой причине весной 1841 года мостовая на нем была покрыта вымытой родниками из горы глиной. В течение ряда лет властям приходилось решать проблемы с постоянным намыванием глины и частыми оползнями но это не давало положительных результатов. Так весной 1844г. инженер майор Яфимович докладывал «что по случаю слабого грунта изобилующего ключевыми водами, мостовая дорога по Похвалинскому съезду ежегодно подвергается при растаивании снегов и стока весенних вод весьма значительным повреждениям, в последствии прекращающим вовсе проезд по оному спуску. А потому в предупреждение, по возможности, таковой порчи он необходимым считает, согласно с мнением бывшего начальника работ Г. Генерал Майора Готмана… проезд по этому спуску на некоторое время до просухи прекратить, тем более, что по скопившейся на мостовой весьма толстой ледяной коры и большого количества снегу, распускающегося в теперешнее время и без того проезд затруднителен» *.    Шло время и в 1855 г. власти очередной раз были вынуждены заняться капитальным ремонтом этой транспортной артерии. Работы были произведены подрядчиком П. Бугровым, но видимо и здесь была попытка экономить так как оползни продолжались и в последующие годы.

Свое название съезд получил по находящейся на горе над ним церкви Похвалы Пресвятой Богородицы. Первое упоминание о церкви относится к 1678 году. В то время церковь была деревянной и стояла несколько южнее. Большой пожар 1715 года уничтожил ее полностью, но, как говорит предание, чудесным образом сохранилась икона Похвалы Пресвятой Богородицы, которая особо почиталась горожанами. Каменное здание церкви было построено в 1749 году на средства Пермских соляных промыслов секретаря Рогожина.

В 1923 г. выходило решение горисполкома о переименовании съезда в Халтерский,* * но вступило оно в силу или нет, нам не известно. Дальше, в годы советской власти несколько раз менял свое имя, но старое название оказалось прочнее и в наши дни одна из важнейших городских транспортных артерий носит старинное название.

Нагрузка на съезд резко возросла в советское время, когда был выстроен постоянный мост через Оку (см. Окский мост). К этому моменту были проведены работы по расширению съезда и прокладке трамвайных путей, движение по которым было торжественно открыто 7 ноября 1933г. Трамвайному движению суждено было просуществовать более семидесяти лет, вплоть до 2005г. когда во время очередной реконструкции за счёт трамвайных путей было выделено две дополнительных полосы для автотранспорта.

 

                                                 А.Ю. Грезнев, С.В. Петряев.

  

*ЦАНО. Ф. 669. Оп. 318. Д.1129. Л. 361.

**ЦАНО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 945. Л. 152.

Категория: Мобильные экскурсии - Музей городской среды | Добавил: DC (26.03.2012)
Просмотров: 1047 | Рейтинг: 5.0/3
Наши проекты
Фото и рисунки
Творчество
Поиск