Доходный дом С.М.Рукавишникова
( арх. Ф.О.Шехтель, 1908-1910 гг.)
Ул. Рождественская, 23
На фоне архитектурного многообразия улицы Рождественской
особенно выделяется трехэтажное здание, облицованное кафельной плиткой
красивого светло-оливкового цвета, над входом которого красуются скульптуры
рабочего и колхозницы.
В советское время здесь находилось Волжское объединенное
речное пароходство, теперь офисы разных кампаний и модный ресторан. Здание было
построено в 1908-1910 гг. по заказу удивительного человека, крупного
предпринимателя и первого нижегородского банкира Сергея Михайловича
Рукавишникова. Он славился своим огромным состоянием, красавицей-женой, похоже,
что еще одной его страстью было украшение города архитектурными объектами, к
числу которых относился и новый банк. Выбор архитектора пал на самого дорогого
и модного не только в России, но и Европе того времени архитектора Федора
Осиповича Шехтеля, признанного основателя русского модерна.
В Нижнем Новгороде был когда-то магазин,
принадлежавший семье Шехтеля. Сам Федор Осипович принимал участие в
архитектурном решении ярмарочных павильонов 1896 г., где проводилась
приуроченная к коронации Всероссийская художественно-промышленная выставка, им
были отделаны интерьеры Главного дома Нижегородской ярмарки, сооружены въездная
башня, арка-корабль, царская пристань, витрины многочисленных мануфактур, ряд
других построек.
В 1908 г. СМ. Рукавишников приглашает Ф.О. Шехтеля создать
проект доходного дома на ул. Рождественской на участке между зданием Купеческого
банка и доходного дома Кудряшова - Чеснокова.
Ф.О. Шехтель решает фасады здания в стиле рационального
модерна. Фасад здания возвышается над стоящими рядом помпезными и вычурными
постройками с вычурными башенками и колонными портиками. Решение фасада
отличается строгостью и геометрическим лаконизмом общего вида. В то же время
архитектор использует стильные декоративные элементы в виде вставок лепного
растительного орнамента, плавных линий карниза над въездными воротами и в
завершении кровли, множество кованых деталей. Главный вход на уровне второго
этажа здания венчается чугунными литыми фигурами рабочего и крестьянки,
символизировавшими содружество промышленности и земледелия. Скульптуры были
созданы молодым тогда автором Сергеем Тимофеевичем Коненковым, ставшим
впоследствии прославленным советским художником. Главным материалом отделки
фасада является керамическая плитка прославленной немецкой фирмы Villeroy & Boch, она же была применена и в отделке
интерьеров.
В первом этаже здания располагались магазины, о чем
свидетельствуют огромные витринные окна с низкими металлическими решетками.
Второй и третий этажи занимал Русский для внешней торговли банк, что отразилось
в интерьерах, отличающихся богатством отделки и репрезентативностью облика.
СМ. Рукавишников являлся представителем крупного российского
бизнеса, был склонен к инновациям, развивал в России банковское дело. В
построенных на его средства и по его заказу зданиях в Нижнем Новгороде ярко
выразились и его немалые амбиции, и большой вкус, и особая гражданская
ответственность перед обществом, выраженная посредством архитектурных форм.
И.В.Маршева
|