Жилой дом Н.А. Бугрова.
(Нижневолжская набережная, дом 14)
Проект на строительство каменного, двухэтажного флигеля по красной
линии Нижневолжской набережной (бывшей Нижнее – Окской набережной), был заказан
нижегородским купцом Н.А.Бугровым в июле 1888 года. Автор проекта архитектор
Н.Д.Григорьев. На проекте имеется размашистая подпись Бугрова: «По сему чертежу
строица желаю. Нижегородский купец Николай Александрович Бугров».
Н.А.Бугров, выходец из
известного купеческого рода, много сделавшего для Нижнего Новгорода, был
старообрядцем и заказанный им проект полностью отвечал его эстетическим
представлениям о купеческом доме. Скромно декорированный главный фасад не
выделялся в общей застройке набережной.
Вход в здание и главная лестница
находились в восточном торце дома. Первый этаж занимали складские помещения с
несколькими воротами, в которые, по воспоминаниям старожилов Рождественской
улицы, могли въезжать телеги с поклажей. Этим же целям служили и большие
арочные проемы в несущих стенах, превращавшие помещения первого этажа в
огромный склад – магазин. Жилые покои находились на втором этаже и отличались
простотой отделки. А.М.Горький, в своем очерке о Н.А.Бугрове, отмечал скромную
обстановку парадных помещений дома: дощатые полы, отсутствие всяких бытовых удобств.
Один из богатейших людей России жил в доме с единственным слугой, неким
Ассоновым, посвященным в тайны могущественного хозяина.
Н.А.Бугров был вдовцом и
не оставил наследников. После его кончины в 1911 году, домом владела его
незамужняя сестра Зиновея. В 1914 году, при неясных обстоятельствах, владельцем
дома стал граф Порше. 1914 годом можно датировать перепланировку особняка и
значительные изменения всего архитектурного облика здания. Во время ремонта
крайняя восточная ось главного фасада со стороны набережной была перестроена
под главный вход с парадной лестницей и оформлена в виде портика. Главный фасад
получил богатый эклектичный лепной декор, отсутствующий в первоначальном
проекте. Арочные ворота первого этажа были превращены в окна. Композиция
главного фасада получила завершение в виде глухого парапета с двумя сквозными
ограждениями – балюстрадами. Изменилась и внутренняя планировка. В центральной
части второго этажа были снесены перегородки и выстроен парадный зал.
Помещения, расположенные вдоль главного фасада, объединены двупольными дверями,
расположенными на одной оси. Полы выложили паркетом из дуба. Были установлены
два изразцовых камина с богатым лепным декором. Полы лестничных площадок были
выложены метлахской плиткой, частично сохранившейся до наших дней. Интерьеры
первого и второго этажа получили лепной декор. Наиболее богато был декорирован
потолок вестибюля лестничной клетки. До наших дней сохранились тянутые карнизы
по периметру плоских потолков в помещениях первого и второго этажа и лепной
потолочный декор.
После 1917 года, в здании
расположенном на набережной у многочисленных причалов, располагались конторы,
связанные с деятельностью Волжского пароходства. По обрывку газеты с требованием расстрела
«предателя Бухарина», найденному в 1989 году и служившему подстилкой для
паркета первого этажа, можно предположить, что в 1936 – 1938 годах был проведен
ремонт здания с многочисленными перепланировками первого этажа и частично
второго. Первый этаж получил центральный коридор с остекленным верхом. Боковые
помещения были разгорожены временными перегородками. Помещения первого этажа,
расположенные по Нежинскому переулку были превращены в склады для посуды из
буфетов экскурсионных судов. В начале 60-х годов прошлого века в здание
вселилась вечерняя школа рабочей молодежи, а затем межшкольный производственный
комбинат. Появилось дополнительное оборудование и временные стены. Пластичные
фундаменты из красного кирпича на известковом растворе, опирающиеся на дубовые
сваи, сумели выдержать дополнительную нагрузку, но получили значительную
деформацию. Началось разрушение фасада и частичное обрушение потолков.
Паркетные полы были закрашены суриком. Камины утратили часть изразцов. Топочные
отверстия были заложены кирпичом. Здание в значительной степени утратило свой
архитектурный облик и стало непригодным для эксплуатации.
В 1987 году особняк
Бугрова был передан детской художественной школе № 1. В 1988 – 1991 годах был
произведен капитальный ремонт, в значительной мере вернувший зданию его
первоначальный облик знакомый нам по фотографиям Нижегородского фотохудожника
М.П.Дмитриева.
Многое еще предстоит
выполнить для того, чтобы дом Бугрова – прекрасный образец здания, выстроенного
в духе эклектики с сочетанием декоративных приемов барокко и классицизма –
предстал перед нами во всем своем великолепии.
В.Г. Колесников
|