Меню сайта
Детали Проекта
Мобильные экскурсии - Музей городской среды
Путеводитель
Наш опрос
Считаете ли вы необходимым развитие территории "Рождественская сторона"
Всего ответов: 128
Понедельник, 18.12.2017, 09:58
Приветствую Вас Гость

Путеводитель по Рождественской

Главная » Статьи » Мобильные экскурсии - Музей городской среды

"Доходный дом Н.А.Бугрова", Рождественская 27

Доходный дом Н.А.Бугрова, Рождественская, 27

Поистине прекрасным украшением города является доходный дом Николая Александровича Бугрова, обозначенный под № 27 по улице Рождественской. История его постройки тесно связана с подготовкой к проведению в Нижнем Новгороде в 1896 году XVI Всероссийской торгово-промышленной выставки. Приуроченные к этому грандиозному событию крупные градостроительные преобразования напрямую затронули район так называемого Нижнего базара, фактического делового центра города. На Нижне-Волжской набережной и Рождественской улице отстроились помпезные особняки, магазины и здания банков. У многих старых домов появились новые фасады с пышными эклектичными элементами декоративно-художественного убранства.


С середины XIX века место постройки этого дома принадлежало видному купеческому семейству Бугровых, выкупившему его у предпринимателей Пятовых. Бугровы вели здесь активное каменное строительство. Согласно оценочной ведомости недвижимого имущества Рождественской части Нижнего Новгорода (1874 г.), Александру Петровичу Бугрову принадлежало два смежных домовладения, выходивших как на Рождественскую улицу, так и на Нижне-Волжскую набережную. Первое представляло собой трехэтажный каменный дом и одноэтажный каменный флигель. Второе, угловое, домовладение состояло из трехэтажного каменного дома, двух каменных флигелей в три и два этажа, а также каменных и деревянных служебных построек. Эти постройки использовались как торговые и конторские, сдавались по контрактам и приносили владельцам солидную прибыль. Так, например, первое домовладение давало семейству Бугровым не плохой годовой доход до 945 рублей.

Всё бы хорошо, но последнего представителя знаменитой купеческой династии Николая Александровича, крупнейшего нижегородского промышленника, финансиста, мецената и благотворителя, не устраивал «скромный» облик унаследованных им от отца домов на Рождественской. Для разработки проекта парадного здания был приглашен знаменитый столичный архитектор, академик Владимир Петрович Цейдлер (1857 - 1914), прибывший в качестве главного производителя работ на Выставке, автор проектов многих зданий в Санкт-Петербурге, Москве и Анапе.

Дом изначально задумывался как доходный: с магазинами по первому этажу, а главное с конторой Нижегородского отделения Волжско-Камского коммерческого банка на втором, о чем свидетельствуют соответствующие надписи на фасаде, сохранившиеся на проектных чертежах (название банка, имена владельцев магазинов и торговых фирм). Известно, что к этому времени Н. А. Бугров уже много лет являлся постоянным клиентом и влиятельным членом учетно-ссудного комитета этого банка.

Выбор банка не был случайным. Пожалуй, самый известный в дореволюционной России банк был основан в Санкт-Петербурге Василием Александровичем Кокоревым - человеком поистине ярким, самобытным и удивительным. Кокорев происходил из мещан - старообрядцев маленького глухого городка Солигалич Костромской губернии. Одна вера с основателем учреждения, а Бугров, как известно, был старообрядцем, несомненно, вносила определённую симпатию в отношении нижегородского предпринимателя к данному учреждению. Но главным, очевидно, было другое. Волжско-Камский банк был одним из крупнейших в дореволюционной России, поговаривали, что на него перешёл успех основателя. Из бедного мещанина Кокорев сумел превратиться в одного из самых богатых, влиятельных и известных людей России. Его кандидатура рассматривалась на пост министра финансов империи. Он являлся инициатором и организатором строительства первого в мире нефтеперерабатывающего завода около Баку. Был соучредителем таких известных фирм, как Русское общество пароходства и торговли, пароходства «Кавказ и Меркурий», общества Волжско-Донской железной дороги и др. Занимался развитием золотого промысла, налаживал торговлю между Россией и Персией, участвовал в разработке проекта освобождения крестьян от крепостной зависимости, прилагая массу усилий для ускорения этого события. Большую известность Кокорев приобрёл как меценат и благотворитель. Примерно за два десятилетия до Третьякова, Василий Александрович не только открыл первую выставочную галерею молодых художников, но и систематически поддерживал и развивал появлявшиеся в поле его зрения таланты. Заложил основу для изучения национального искусства.

Очередное своё детище, Волго-Камский банк, Кокарев основал в 1870 году, в тот же год его отделение открылось и в нашем городе. Изначально банк въехал в здание на Немецкой площади, но место оказалось крайне неудачным – на самой окраине, вдали от деловых улиц, рядом с кладбищем. Через некоторое время адрес сменили, перебрались за реку к ярмарке, но ярмарка работала только один месяц в году, а в остальное время банковский филиал испытывал те же трудности, что и на старом месте. Переезд банка в Бугровский дом с экономической точки зрения был идеальным, здесь, на Рождественской, круглый год заключались крупные сделки и подписывались миллионные контракты. В этом здании нижегородское отделение банка благополучно просуществовало до самой национализации в революционном 1917 году.

В советское время это здание на Рождественской ещё долго не меняло своё основное назначение, его последовательно занимали Нижегородская контора Народного банка РСФСР, Нижегородский уездный финансовый отдел, Нижегородская контора Госбанка СССР, Куйбышевское районное отделение Госбанка СССР.

В декабре 1957 года в доме разместился Горьковский театр комедии. Сам факт размещения театра в доме Бугрова у многих вызывал нарекание. Известно, что глубоко религиозный домохозяин видел в театрах один только источник греха и разврата. Сохранилось его высказывание: «Я в театрах не бывал, но знаю, что там голые бабы через голых мужиков прыгают». Тем не менее, театру суждено было прожить в данном здании несколько десятилетий, оставив в городской истории культуры яркий след. Естественно, что перепрофилировать здание под театр было невозможно, не поменяв его планировку. В частности, была надстроена сценическая коробка, которая исказила облик этого памятника архитектуры. К этому времени все прежде бывшие входные проемы по улице, за исключением главного, были заменены на окна, а окна второго этажа заложены. Наоборот, со стороны переулка Вахитова вместо крайнего окна устроена дверь, а два окна (левое и центральное) по второму этажу оказались также заложены. Были утрачены: завершение над эркером и вазоны парапета (не показаны уже на чертеже 1924 года), «замковые камни» наличников ряда окон второго этажа по улице, исчезло украшение «замкового камня» главного входа. Сведений об интерьере здания в период его существования как банковского учреждения нет, поэтому трудно судить о том, какие изменения произошли в его внутреннем убранстве.

В 2001 году под руководством главного архитектора Научно-исследовательского предприятия «Этнос» И. С. Агафоновой была осуществлена реставрация этого объекта культурного наследия федерального значения, деньги, на которую выделило правительство Японии. Здание было приспособлено под офисные и учебные помещения Автономной некоммерческой организации «Японский центр». В этом центре прошли обучение и ознакомились с передовыми японскими технологиями множество руководителей, предприятий и бизнесменов. По окончании работ на флюгере, установленном над угловым округлым эркером, над вмонтированном инициалом «Б» - начальной буквы фамилии хозяина, были указаны даты начала строительства здания  (1894) и проведения его научной реставрации (2001).

                                                            А.И. Давыдов, С.В. Петряев

 

 

 

Категория: Мобильные экскурсии - Музей городской среды | Добавил: DC (09.11.2011)
Просмотров: 1415 | Рейтинг: 4.3/6
Наши проекты
Фото и рисунки
Творчество
Поиск