«Пёстрая жизнь двора»
Приветливо-участливые, с живым заинтересованным отсветом
внимательных глаз в мудром прищуре, доброй полуснисходительной улыбкой…
Здравствуют свидетели другой, такой далёкой, словно бы века прошли, по-своему
богатой интереснейшей жизни старого Нижнего, начиная где-то с 40-х годов
прошлого столетия. В основном, увы, из женской половины… Помнят в мельчайших
подробностях все события послевоенных, а
некоторые и более ранних времён. Там,
оттуда их детство, судьба, весь неповторимый яркий мир, так непохожий на
нынешний, современный. Основное место действия в каменном городе – дворы, в
которых бок о бок проживали своеобразной
дружной тёплой семьёй…
«Главная веха»
Закрытый
двор с каменной аркой, высокими деревянными воротами, примыкает к
Рождественской церкви. Не от неё ли пошло прежнее название улицы –
Рождественская? Улица Маяковского - это уж после… Двор, можно сказать, у самого
сердечка, пусть и не по центру (у человека ведь сердце тоже слегка в стороне, а
его считают как основное-главное). Храм бездействует, стоит
сиротливо-отстранённо в вынужденной заброшенности, используемый как складское
помещение под мелко-штучные товары. Люди любуются необычным ярким нарядом
церкви на расстоянии, всегда и отовсюду, как только попадают с той или с другой
стороны на оживлённую торговую улицу. Из красного кирпича, белые столбы-колонны
во множестве, окна обрамлёны красивейшим белокаменным орнаментом,
завораживающий свет ярко-солнечного пятиглавия, высокая стройно-изящная
колокольня… Видно, ни у кого рука не поднялась на красоту несказанную…
В конце
войны в церкви разместили то ли штаб моряков, то ли они там дневали-ночевали
постоем, только у входа стоял часовой,
штатских туда не пускали.
Кто
живёт во дворе с рождения, к кому только приглядываются. Новички, всё чаще
переселенные из совсем уж ветхого фонда, осматривая неказистые маленькие
квартирки, несмело кивают на потолок:
-
Тёмный какой-то…
-
Синьки переложили при побелке, вот он и потемнел, – поясняют прежние хозяева с
ордером на благоустроенное жильё.
После
оказывалось, что потолок-то промочен. Дом упирается в гору, из её недр вода
через все преграды просачивается наружу. Спустились дети новых постояльцев во
двор, заглянули в каменный сарай в горе под домом, прежде там была конюшня. И тут до их слуха
отчётливо донеслось журчание водных струек из каменно-земляных глубин. Где им,
новосёлам этим, было знать, что дубовое основание самой церкви питается
грунтовыми водами, без неё такая громадина давно бы рухнула…
Ребятишкам
раздолье: в их распоряжении двор, площадка перед церковью, всё пространство
вокруг неё. Площадка ровная, земляная, не то что сейчас, с асфальтовым
тротуаром. Её окаймлял бордюрчик с четверть кирпича из земли, но чтобы кто-то
упал вниз на Маяковку, на оживлённую улицу - такого не припомнят. Посередке
мальчишки воткнули шест, на его вершину
спозаранку поднимали флаг. Утро начиналось зазывным криком самого горластого
звонкоголосого Игоря и всеобщей зарядкой, там же, на площадке… Если смотреть с
улицы, то слева в высоком основании площадки располагалась керосиновая лавка, а
справа вдоль церковной стены вверх бежала деревянная лестница с широкими
ступеньками(сейчас бетонными). Сидя под
лестницей, детишки в прогал между ступеньками наблюдали за проходящими. По
левую сторону лестницы на каменных основаниях возвышались объёмные вазоны в
сетке трещин (теперь вазонов нет). Когда-то на площадке были захоронения,
копаясь в земле, мальчишки находили черепа, насаживали их на палки и пугали
девчонок.
Постоянные и приходящие
Состав
дворовой ватаги, как говорится, разношерстный, возраст – от пятнадцати и до
мелюзги, способной бегать, кричать, прыгать и что-то соображать. Всё общее и
все равны.
Гомон,
визг стоял во дворе с утра и до вечера. Увлечённо играли в штандер-стоп
(резиновым мячиком), вышибалы (тоже мячиком), в стрелки (искали клад по
рисованным ориентирам), в изломанный (испорченный) телефон, в садовника (я
садовником родился, не на шутку рассердился…), в войну, школу, больницу, в
дочки-матери… Зимой катались на лыжах и санках (с горки наперегонки,
паровозиком друг за другом, а то и кубарем)… Малышам делали скидку, им
поддавались.
Самые
отчаянные катались на санках с самой горы, перелетали Суетинскую улицу, там, на
пригорке подбрасывало, как на трамплине, только держись. У церкви крутой
поворот вправо, а потом влево и всё на той же сумасшедшей скорости к Маяковке.
И сразу же приходилось тормозить ногами, иначе вылетишь на середину улицы, а
вдруг трамвай. А так с ходу бы можно поперёк Маяковки, в Городецкий переулок и до самой Волги…
Взрослые
всё это терпели: не вмешивались, не запрещали, не одёргивали. Не было случая,
чтобы из-за детей ругались.
Все
вместе – одной командой, а по отдельности все разные. И жили кто как. Люся
Федоренко с первого этажа – одна дочка у родителей - настоящая рыжая кудрявая бестия, боевая до
отчаяния. Проживали Федоренко отдельно, в доме , что справа, все входы-выходы в
дом в соседнем дворе, и только у них одних в церковный двор. Отец – шофёр на
дальних рейсах, мать на работе, в непогоду девчонки на посиделки к Люсе. Она
доставала из шифоньера материны наряды,
кому не лень примеряли, наряжались. У неё первой появилась шариковая ручка,
разноцветные ластики и красивая точилка. Отец привёз издалека, из-за бугра, как
тогда небрежно, с неприязнью говорили.
Толстушка
Наташа Коробочкина особо ничем не отличалась, из обычной семьи. Лера Корчагина
неженка, одна доченька. Однажды родителям похвалилась, что ела у Шигонцевых
кильку с головами. Бабушка в ужасе: она кормила внучку чуть ли не с ложечки и
только вкусненьким, а тут… У Леры в доме ковры, самый большой и красивый
спускался со стены на диван, полностью покрывая его. Элла из еврейской семьи -
единственная, кто играл на пианино, его брали на прокат в музпрокате, что под
самым домом. В пасху красивая девочка Элла угощала подруг мацой. Семья
светловолосой Лиды Мочаловой жила в маленькой комнатушке, спать приходилось на
полатях под потолком, иначе не поместиться. Вера Шокурова - самая старшая, лет
эдак на шесть малолеток из девчоночьей компании.
Постарше
уже что-то изображали из себя. Между собой шептались:
-Чтобы
рука была не потная, а прохладная, поднять её, подпереть локоть ладонью другой
руки. Вот так. Подержать у щеки, а потом уж подавать для знакомства с мальчиком. - И так далее в
том же духе.
Ну, а у
пятнадцатилетних, шестнадцатилетних совсем другие интересы…
В
банный день (в каждой семье свой) Элла ходила с обмазанной кефиром головой, в
плотно повязанном платке. Считалось, -
волосы растут лучше. Таких длинных и толстых кос, как у неё, ни у кого
не было. В баню (напротив западного флигеля усадьбы Голициных в начале улицы)
постоянно огромная очередь, дети по
строгому наказу родителей занимали её с утра. Весь день потом толкались на
лестнице, висели на перилах в
томительном ожидании, пока живая цепочка не продвинется в коридор, где стояли
скамейки. Утомлённые, разморённые, выклянчивали у родителей три копейки на стакан
газировки с сиропом.
Мальчишки все разные… Шигонцевых четверо - сестра и три
брата, самые младшие одеты кое-как, с сопливыми носами. Кисляковых тоже
четверо, родители пьющие. Самый хулиганистый - Игорь Редькин со звонким
голосом. В дочки-матери с ним лучше не играть. Якобы, жена готовит обед, муж
уходит на работу. И вот он возвращается. Тут же устраивает погром, крушит всё
подряд, приготовленный обед кувырком плюхается под ноги на землю… Совсем как
батя родненький. У обстоятельного Вадика
Фомина квартирка-комнатка без окон, с вечно горящей лампочкой. Самый взрослый
из ребят - Юра Бедокуров…
Парни
держали голубей, малышня их не касалась.
И ещё:
никаких грубостей в именах, обзываний, прозвищ. Взрослые следили строго,
наставляли: «Чай, люди вы, не какие-нибудь кошки и собаки…»
Когда
дети ещё спали, во двор приходили одна или две женщины - приносили молоко в
цинковых бидонах с узкими горлышками на коромыслах. Купить можно было даже
всего один стакан молока. И не только сырое, а и топлёное, ещё тёплое, с
коричневыми пенками.
Днём
заходили старьёвщики: «Берём старьё! Берём старьё!». Маленькие дети их
почему-то боялись, то ли взрослые пугали ими, то ли голос у них был зычный и
громкий, кричали на одной протяжной
заунывной ноте. Им выносили старые залежалые одежды, а они расплачивались мелочью. Если старья накапливалось много, тёмные пропылённые охапки выносили на
улицу и складывали на тележку.
Точильщики
ножей и ножниц тоже кричали, но по-деловому, непугливо. Станок с колесом,
приводным ремнём и круглыми точилами умещался у них на плече. При заточке
вырывался длинный хвост искр. Любопытным,
особенно малышне, коротко и строго приказывали отойти в сторону.
Вмиг прекращались все игры при появлении музыканта –
худенького мальчика в коротких штанишках на помочах. Его неизменно сопровождал
худой седой в плохонькой одежонке старик. Мальчик осторожно вынимал из футляра
скрипку, и тут же по двору разливались тонкие жалобные звуки. Детвора с
любопытством рассматривала, затаившись,
внимательно слушала. Щемяще-печальный мотив неожиданно обрывался.
Старик, кивая головой, принимал монеты, но в основном еду, которую складывал в
холщовый мешок, болтавшийся за спиной.
Женщины интересовались у старика судьбой мальчика: где живёт, как
учится… Осенью, когда заметно холодало,
старику и мальчику выносили что-нибудь из одежды.
«Страсти - мордасти»
Вдруг
во время игры крик из подворотни:
- На
улице дяденька с косой!
Тут же
все со двора. Удивлению не было границ: не обращая ни на кого внимания, мимо
домов невозмутимо вышагивал желтый китаец с бритой головой, и только из самой
макушки росла длинная чёрная коса…
Ещё
необычная картина: высокий дяденька, широко вышагивая, ведёт за руку, как
ребёнка, маленькую сухонькую старушку то ли в платье, то ли в плаще. Она
торопливо семенит за своим поводырём-дылдой в шляпе, при галстуке, с портфелем…
и в трусах. Гляделось забавно, разбирал весёлый смех: «Без порток, а в шляпе!»
Где ж было знать, что не трусы это, а шорты.
- Церковь
открыли, крест привезли! – шёпотом, как по большому секрету, приносил кто-то
очередную новость.
- Да ты
что! Пойдёмте, посмотрим…
Двери
церкви распахнуты. В проходе у самых дверей приставлен деревянный гладко
обтёсанный крест огромных размеров, тяжеленный невероятно. Как только хватило сил
затащить? А зачем? Загадка. Долго обсуждали между собой. Вспомнили, что по
школьной программе проходят «Детство» Горького. Так вот это и есть тот самый
крест, который задавил Цыганка... Точно! Такой крест видели в Домике Каширина,
что на горе. Надо же, как всё связано: прошлое и настоящее, жизнь и смерть,
неожиданности всякие… А как жалко цыганского мальчика. И откуда такая злоба у
людей?..
После уж как-то не игралось, разошлись по домам,
присмиревшие, задумчивые.
«Вдоль по Маяковке»
Улица,
наполненная звуками, живёт в привычном ритме: люди гуляют, переходят из одного
магазина в другой, куда-то спешат, перебегают перед стареньким дребезжащим
трамваем... И вдруг – похоронная процессия. Удивительно, в ней одни мальчишки и
девчонки с постными лицами. Несут не гроб, а коробку из-под обуви, а в ней
мёртвая кошка, обнаряженная тряпочками и цветами. У некоторых в руках венки из одуванчиков. В такт скорбного хода
громко раздаются дружные удары кастрюльных крышек. И вроде не потехи ради:
кое-кто из девчонок шмыгают носами.
Процессия
двигается в сторону Скобы. Маленькие участники похоронного (то ли серьёзного,
то ли театрального) действа на глазеющих
прохожих никого внимания. Это их, мальчишек и девчонок, улица и они, живущие
тут, делают что хотят… Позади хлебный магазин (у самой церкви), из него так вкусно пахнет… Родители покупают там
булочки по пятачку – «жаворонки», а «халы» не покупают: дорого, 22 копейки.
Проплывает
дом с балконом и высоким крыльцом чугунного литья с витиеватыми узорами. За окнами всегда
тихо-тихо, там детский сад.
Аптека…
Она работает даже по ночам. В дубовой двери
окошечко, сбоку кнопка звонка, внутри старушка в мелких белых-белых
кудряшках на голове. Она выдаёт в неурочный час необходимые ходовые или
заказанные лекарства.
В самой
аптеке прохладно, тишина, пахнет лекарствами. Большие окна, паркетный пол,
покрытые тёмным лаком блестящие прилавки. Вдоль стены шкафчики все сплошь в
маленьких выдвижных ящичках с блестящими ручками-пуговками. В них хранят
лекарства. На столе у провизора под
рукой открытая круглая стеклянная вертушка, на её полочках ждут своего часа
готовые к выдаче лекарства, их изготавливают тут же, в аптеке. В стороне
сложены резиновые подушки с кислородом,
в больших прозрачных трёхлитровых банках по-змеиному извиваются
неприятные скользкие чёрные пиявки.
Слева в
углу касса: отгорожение с маленькой дверцей.
Низ – деревянный, в тёмной полировке, верх - стеклянный: металлические
никелированные круглые стойки, между ними стёкла, один прогал не
застеклён, это и есть окошечко, к
которому спешат от прилавка посетители. Но самое привлекательно-притягательное
во всей этой стерильной обстановке – блестяще-ажурный, отсвечивающий
благородным налётом потемневшего от времени серебра, громоздкий кассовый
аппарат. Перед кассиром россыпь круглых клавиш, внутри у них на чёрном фоне
циферки. Сбоку массивная ручка. Сначала кассирша нажимает на клавиши, потом
крутит ручку, при этом раздаётся звон и лязганье, а перед глазами покупателя в
застеклённом продолговатом окошечке в стенке аппарата выскакивают цифры.
За
шикарном аппаратом сидит бабушка Маргарита Семёнова, она живёт на втором этаже
с сыном и дочерью с двумя детьми. Окна их дома смотрят на церковь. Иногда
внучки, Света и Лариса, удостаивались невиданной милости. Бабушка пускала их в
кассу, позволяла нажимать на клавиши, каждой по разу крутануть ручкой. На их
глазах извивающимся широким червяком из железных внутренностей вылезал ровный
клочок бумажки – чек. Внучки
торжественно, со счастливыми лицами шествовали через зал к прилавку и подавали
ожидающей их тёте в белом халате чек, а им в обмен - батончик гематогена за
одиннадцать копеек…
Неспешная
процессия минует аптеку, овощной магазин,
медленно поплыла мимо длинного Блиновского дома, на его первом этаже
известный всем почтамт. Ещё там ювелирный магазин в зеркальных витринах. Никто
из детей внутри магазина не был. На вопрос: «Почему там делать нечего?»
родители туманно и не очень понятно отвечали: «Карман маленький». Самые недогадливые недоумевали: «В этих
модных серых макинтошах с какими-то там регланами и отворотами, за которыми
гоняются родители, карманы будь здоров».
Показался парфюмерный магазинчик… Туда ребятня бегала
особенно часто. Привлекала новинка:
аппарат с зеркалом, отверстием для монеты (15 копеек) и рожком, оттуда, после
того как монетка скрывалась в железном брюхе, вылетал быстрой струёй пучок
одеколона. Каждый хотел одеколониться, теснясь, подставляли лица под струю. Доставалось не всем…
Следом пельменная… У одной из девочек в ней работала мать,
убирала со столов посуду. Посетителей всегда много, хлопот с посудой хватало.
Иногда подружки целым хороводом приходили на помощь…
И наконец, кинотеатр имени Маяковского… Здесь маленькие
жители двора «подрабатывали» контролёрами-билетёрами: на входе отрывали
«контроль» от билетов. Перед началом сеанса давали последний звонок и,
стремглав, на второй этаж, в зал, в котором уже погас свет. Просмотр фильма –
бесплатно, как договаривались…
На Скобе разворачивались перед клубом ДОСААФ (бывшей церкви
Иоанна Предтечи, сейчас восстановленной)
и назад, только уже по другой стороне улицы. Сторона эта вроде бы не
совсем своя, но назло всем, утверждаясь в своём праве на всю улицу, такую же
родную в доску, как и двор, продолжили
скорбный ход. Несколько ускоренный, недоумевая: «Как это у взрослых хватает
терпения идти за гробом от дома до Бугровского кладбища или Марьиной рощи?!»
В первом же проулке всем хорошо известная контора (будь она неладна) - ломбард, время от времени ходили туда с
родителями. Сдаёшь вещь на три месяца –
получаешь деньги, срок кончился – возвращай их, а иначе твоё кровное - тю-тю…
Большой зал, по стенам стулья с высокими спинками, взрослые сидят, а детишки
рядом, переваливаясь с ноги на ногу, томятся, скучают, терпеливо ждут, когда
подойдёт очередь. В зал то и дело выходит служащий и выкрикивает очередной
номер… По выходе из душного помещения детям в утешение покупают по коржику за
восемь копеек.
Магазин «Часы» (напротив кинотеатра), гастроном,
пароходство, внизу у него «Сельхозпродукты», там в зале большой аквариум с
рыбками. Далее магазин во всём голубом - «Мужская и женская одежда», дом Пятова.
Вахитов переулок, что начинается на горе,
пересекает улицу и выходит к Волге.
Театр
комедии. Детишки бегают к нему по вечерам поглазеть на нарядную публику. Вторая
половина длинного здания не такая нарядная и красивая, как театральная, в ней
на двух этажах женская больница. В подвале под больницей магазинчик –
«Фаянс-Фарфор» с круглыми окнами, на которых красивые решётки (сейчас окна
забиты). В зал ведёт витая ажурная лесенка…
Блиновский
садик с полуразрушенным фонтаном в центре, к нему сбегаются дорожки, посыпанные
битым красным кирпичом. На дорожках скамейки. Садик зарос кустарником,
неухоженный, запущенный…
Угловой
гастроном. Туда ходили как на выставку или в музей…Глаз не оторвать от
всяческих сладостей за стеклянными витринами, а на них, как короны
какие-нибудь, объёмные «хрустальные»
вазы с плотно уложенными торчком шоколадными конфетами в разноцветных фантиках.
Какие они, должно быть, вкусные, но пробовать приходилось немногим.
Впритык
к гастроному здание с квадратными окнами на первом этаже, и с удлинёнными,
закруглёнными вверху, обрамлёнными
лепниной, – на втором. Под крышей кирпичами (при кладке, значит) выложено
- «Хлебопродуктъ». Кто побывал внутри, с
придыханием рассказывал, какие внутри красивые мраморные лестницы с перилами.
Тут же магазин «Канцтовары», к торцу прилепилась библиотека.
Поворот
налево, переход через улицу - и вот он
родной двор. «У-ф-ф, наконец-то…
Тяжёлым оказалось подражание взрослым. Лучше в свои игры играть, в детские…»
На
площадке перед церковью вырыта ямка, в неё, сохраняя на лицах скорбь и
торжественность, закапывают мёртвую кошку. На собранные медяки покупают мелкой
рыбёшки, устраивают для живых дворовых
кошек поминки…
Незабываемые радости
Со стороны Стрелки – слияния Оки и Волги - и
днём, и вечером шум, гудки, скрип, скрежет… Для всех – взрослых ли, малышей ли
- главная, самая привлекательная,
притчей во языцех на все лады - это Волга. Только и слушай, развесив уши, о приключениях Стеньки Разина, о разливах
невиданных, ямах с гигантскими сомами, о крушении судов, об утопленниках… Попробуй попросись купаться… Приходилось
ждать, когда придут с работы взрослые.
Стоит
родителям отвернуться, бегом любоваться пароходами: они стоят на рейде,
дожидаясь своей очереди, поочерёдно подходят к пристаням, отходят с прощальными
гудками. Матросы при городской пристани гоняли мальчишек, зорко следили за
ними. Но разве уследишь? Особая доблесть
- пробежать по мосткам (а потом назад) поперёк двух, а то и трёх пароходов,
пришвартовавшихся друг к другу.
Во
дворе появлялся в чёрной форме со
знаками отличия капитан Василий Александрович Баранов: сын приходил навестить
престарелую мать. А ровно в десять вечера, тютелька в тютельку, со стороны
Волги раздавался высокий зычный с присвистом долгий гудок. С бархатным
оттенком. Его отличали от всех остальных. Капитан отчалившего от пристани
парохода, поравнявшись с Рождественской церковью, посылал прощальный привет
своей матушке. Гудка ждали, улыбались заведённому ритуалу.
…Самый
оживлённый праздник – новогодняя ёлка. Матери и бабушки ходили по магазинам, на
последние гроши покупали гостинцы: круглое печенье в упаковке, похожее на
хлопушку, мандарины, сладкий разноцветный горошек, маленькие шоколадки
стоимостью 24 копейки. Тайком от детей, раскладывали покупки по кучкам,
укладывали в красочно разрисованные пакеты.
Ёлку
выбирали погуще, высокую (потолки в старых домах позволяли), если не
вписывалась в трамвай, несли на себе от Канавинского рынка через Окский мост.
Ставили ёлку в ведро с песком.
Вечерами
клеили из цветной бумаги длинные цепи, вырезали из белой бумаги снежинки.
Из-под кровати доставали коробки с ёлочными игрушками: зайцами, часиками,
домиками, малышей на санках, медведей с баяном, колокольчики… Дедом Морозом из
ваты.
Праздник
отмечали не только дома, бегали в дом пионеров, на работу родителей, в школу.
Везде было весело и шумно, а главное, получали подарки. Бабушка Маргарита
Семёнова – одна на весь двор – «устраивала ёлку» в своей квартире для всей ребятни.
Приходили в маскарадных костюмах,
рассказывали стихи, пели песни, девочки исполняли танец снежинок. Все получали
подарки.
Основные
зрелища в садике Кулибина, туда ехали на трамвае до Чёрного пруда, а там
пешком. Ледяные горки, высокая разукрашенная ёлка, дед Мороз и Снегурочка изо
льда…
В
памяти тихие задумчивые вечера. Из окна второго этажа единственная на весь двор
радиола разносит вплоть до самых дальних уголков лирические проникновенные
песни, негромкую волнующую музыку. Усталые отцы и матери отрешенно сидят на
разбросанных по двору поленьях, подперев рукой подбородок, глядя задумчиво
перед собой в пустоту.. А голос Трошина или Георга Отса обволакивает мягко,
убаюкивает, уводит в красивую даль…
Перед
сном, лёжа в постеле в тёмной комнате, дети слушали радиорепродуктор. «Театр у микрофона»…
Словно только тебе одному… Голоса артистов, проникновенные и близкие вещают
доверчиво над самым ухом… Глаза слипаются, незаметно подкрадывался крепкий (без
сновидений, разве только иногда) сон.
«В школьном
строю»
Школа
стояла по тому же ряду, что и церковь, через два дома от неё в сторону моста.
Учителя приходили во двор, чтобы переписать детишек, будущих своих учеников. А
ещё они обучали на дому взрослых. Тех же дворников: толстую громогласную Грушу
и такого же толстого с вечной щетиной на тёмных щеках её мужа без
имени-отчества. Звали по фамилии – Афанасьев. Они отличались ото всех: не
снимая, ходили в широких белых фартуках поверх одежды. Настоящие хозяева двора,
пользовались полным доверием: им оставляли ключи от квартир. Двое их детей
играли тут же во дворе.
Изредка
во двор заходил милиционер –Маякин. Взрослые грозили: «Вот придёт Маякин…» Дети
так и думали, что маякин - строгая высокая должность, в обязанностях которой
следить за порядком.
Подрастая, шли учиться в школу, второй их дом... Зимой во влажных квартирах
прохладно, неуютно А в школьных
коридорах печи топятся три раза в день, ласковое тепло от них волнами разливается
от самого порога. В классах готовили домашнее задание, занимались в разных
кружках. Мальчишки пилили, строгали, стучали молотками, девчонки шили,
вышивали, учились готовить завтраки и обеды. Репетировали спектакли, танцевали,
пели хором... А то гурьбой по задней витой деревянной лестнице со второго этажа
на первый – в спортивный зал.
Мальчишки
дёргали девчонок за косички … У
некоторых не косички, а шикарные косы, как у той же Эллы. Коротко стриженных
две-три на всю школу. Каждый день
кого-то назначали дежурным, в его обязанности входило подметать в классе, мыть
доску. По субботам мыли полы и парты. В пору ремонта девчонки очищали оконные
рамы от старой краски, ребятам постарше доверяли красить, но только стены.
Если
кто-то кашлял, чихал, температурил, с
ним занимались дополнительно, чтобы «не отстал», прикрепляли хорошиста или
отличника. А уж учителя как помогали….
Их безоглядно любили, уважали, где-то
побаивались. После помнили всю жизнь. Как и детских врачей, которые
знали ребятишек наперечёт, подходили к ним на улице, отрывая от игры,
интересовались здоровьем, прикладывали ладонь ко лбу, а то велели показать
язык.
И летом
от школы ни на шаг… Во главе с завучем Марией Яковлевной, коренастой,
рыжеволосой, уверенно и смело шагавшей впереди, дети, как цыплята за курицей,
за ней. Обязательно строем, с горнистом и барабанщиком:
Взвейтесь
кострами, синие ночи!
Мы
пионеры, дети рабочих!
Отряд
бодрым шагом маршировал по дну Почаинского оврага, миновал пивзавод, углублялся
в самый угол, заросший и непроглядный. Учитель физкультуры с мальчишками
заранее заготавливали дрова, укладывали их аккуратной кучкой. Оставалось только
поднести горящую спичку.
Как
заворожённые, дети смотрели на огонь, внутри его сухие ветки и доски
потрескивали, выстреливали маленькими
угольками. Ярко-красные языки пламени взвивались ввысь, и тогда всё вокруг отчётливо и выпукло
освещалось: застывшие открытые лица, блестящие глаза, плотная стена кустарника
… То ли сказка, то ли явь.
А то на
«калоше» под тугими струями речного ветра вверх по Волге – на Дрязгу (так
говорили дети), на целый день. Или вниз по Волге - в Артёмовские луга.
Сваренный на костре вермишелевый суп с тушенкой, вкуснее которого никогда
больше не приходилось едать, духмяный чай с травами. С запахом дыма, смолы, речных водорослей…
Да что
там суп и чай! Вода, простая вода, и та пахла чем-то неуловимо мягким и добрым,
шёлковисто ласкала кожу. Ну чем может пахнуть вода? Но под её нежными струями
где-нибудь в душевой котельни рядом с отцом, или в бане, когда мать натирала
маленькое тело до красноты мочалкой, а потом поливала из шайки, горячая вода
осязаемо разливалась, щекотала под мышками и, словно живая, источала
неуловимые, несравнимые ни с чем запахи.
«Жизнь ни
на миг не остановишь»
Прямо
на глазах начались изменения: улица прихорашивалась, подновлялась… На старых
столбах вдоль трамвайной линии приладили квадратные экраны с трубочками внутри.
Дети думали, что это телевизоры, оказалось, - лампы дневного света.
Провисели недолго – сняли.
Первые
ростки увлечения политикой… Учительница на занятиях удивила, прямо-таки
огорошила учеников таким сообщением:
- Через
двадцать лет вы будете жить при коммунизме.
- Это
как? – зашумели дети. – Всё будет бесплатно?
- Да, -
подтвердила учительница, - зайдёте в магазин и сможете брать всё, что угодно…
На
берегу медленно вырастал большой, в виде парохода, стеклянный речной вокзал. Вдруг налетел из-за
реки страшный ураган, с верхотуры стройки снесло несколько листов железа, убило
девушку. А на самой реке перевернуло лодку с людьми – все погибли. Переживая,
долго судачили о печальных последствиях…
Началось
расселение из старых домов. В большом расстройстве, со слезами на глазах
переезжали в новые со всеми удобствами дома куда-нибудь на окраину города.
Жаловались: «За что нас на выселки?..» Кого куда.
Встречались
ненароком, как самые родные, близкие люди. Сколько воспоминаний! Одни помнили
одно, другие - другое. Взахлёб рассказывали с радостью, со смехом, со слезами
на глазах. Удивлённо округляли глаза: тот-то и тот-то укатил в Израиль, в
Америку, в Германию и даже в Австралию. Надо ж куда занесло! Но, по слухам,
помнят и друзей своих, и свой двор.
…Ранней
весной, когда солнышко отчаянно пригревало и слепило глаза, мальчишки и
девчонки убегали на задворки, к горе, почему-то там особенно долго лежали чисто-белые искрящиеся сугробы. Поверх
их после холодной ночи намерзала плотная прозрачная корочка наста. Если осторожно
отломить холодный стеклянный кусочек и посмотреть через него на яркое солнышко…
Лучи света застревают между кристаллами льдинок, через
волшебное разноцветье открывается такая же цветастая даль над Волгой, над
домами … Рождественская церковь… Невольно
вырывается: «Какая красивая! Вся в мозаике и светится!» А вот и двор в радуге красок. Видны только
верхние этажи, пространство внизу скрыто стенами. Но это не мешает
разыгравшейся фантазии, весь двор, памятный до мелочей, близкий, родной
складывается в льдистом калейдоскопе в яркую волнующую картину в окружении
необыкновенного, неповторимого, загадочного мира…
Косарев
Валерий
|